Anna Lee (ana_lee) wrote,

Norman Parkinson: харизматичный эксцентрик

Норман Паркинсон (Norman Parkinson) был неисправимым романтиком. Он твердо верил, что фотография не является искусством. Он советовал молодым фотографам "делать свои снимки так, чтобы они были полны радости, солнечного света, излучали счастье и выглядели соблазнительно". Хотя из такой рекомендации может возникнуть впечатление, что мастер не считал, что его "ремесло" имеет особо широкие возможности, тем не менее его собственный талант никак не назовешь ограниченным. На протяжении ряда десятилетий Паркинсон оставался одним из самых выдающихся британских фотографов в области портрета и моды. 


NORMAN PARKINSON, 1960












Tiered Evening Dress, March, 1951



* "A photographer without a magazine behind him is like a farmer without fields."
* "I like to make people look as good as they‘d like to look, and with luck, a shade better."
* "The camera can be the most deadly weapon since the assassin‘s bullet. Or it can be the lotion of the heart."
Norman Parkinson


 
British fashion and portrait photographer Norman Parkinson

Мистер Такт
Автор: Виктория МУСВИК victorieuse

Источник: Время новостей

Солнечный день, светлое платье, светящиеся в луче волосы, смеющееся женское лицо. «Гляди-ка! Да у нее конопушки!» -- говорит одна молоденькая посетительница другой. «Господи, этот Паркинсон -- абсолютно нормальный человек, ну наконец-то хоть один», -- это уже посетитель постарше своей жене. «Да все с ним ясно, снимки сделаны для конкретных целей. Журналы, реклама -- это не искусство», -- бурчит себе под нос пожилой фотограф с камерой. «Этот Паркинсон» был бы, скорее всего, доволен такой оценкой своих работ. Фотограф, сказавший как-то, что «камера может быть смертельным оружием, сравнимым с пулей убийцы, а может быть бальзамом для сердца», в другой раз посоветовал молодым коллегам делать снимки, которые были бы «полны радости, солнечного света, излучали счастье и смотрелись соблазнительно». Великий экспериментатор с цветом, светом, формой, который вывел английскую фотографию на улицу, он считал себя ремесленником и практиком -- и умер на съемках в 1990 году. Харизматический эксцентрик Паркс, раскрепощавший самых зажатых моделей одним своим видом, за семь десятилетий успел поработать практически со всеми знаменитыми людьми, от Одри Хэпберн до Дэвида Боуи, с ведущими журналами своего времени (Vogue, Harper's Bazaar, Town and Country, Bystander). Элегантный усач под два метра ростом, он при всей своей колоритности умудрялся тактично уходить на второй план и соблюдать чужое «прайваси». Норман Паркинсон с его парадоксальным соединением импульсивности и точного композиционного расчета, умением через тактичные намеки показать самое нутро повседневных явлений, сердцевину окружающего мира -- не просто воплощение английского духа и стиля. Он художник, связанный неочевидной, но легко обнаруживаемой нитью с иной, немодернистской традицией визуального осмысления реальности.


Norman Parkinson with Niki de Saint Phalle sculpture, Town and Country, 1982

Уже в ранних фотографиях Паркинсона конца 30-х годов можно увидеть три «фирменных» составляющих его стиля: склонность к художественному эксперименту, увлеченность концепцией красоты и безграничное уважение к людям и -- шире -- всем явлениям мира. Эти работы так изящно и легко перекликаются с ведущими тенденциями эпохи, что их можно было бы назвать вторичными, но это было бы большой ошибкой. Скорее они ироничный комментарий (то, что англичане называют tongue-in-cheek) «на полях» модернистского «проекта». Паркинсон родился в 1913-м, начал снимать в 1931-м, утвердился в профессии где-то к 1935-му, то есть одновременно с Мартином Мункачи, Анри Картье-Брессоном и Брассаем. Свои первые неученические работы он делает спустя десятилетие после знаменитых конструктивистских экспериментов Родченко или фотограмм Мана Рэя и Ласло Мохой-Надя. Влияние последних как будто очевидно в фотографиях «Близнецы Паджетт» или «Миссис Ф.-Г. Майлс, дизайнер аэропланов». Однако идеология этих снимков прямо противоположна авангарду: если тот идет от формы и часто равнодушен к объекту, то у Паркинсона живой интерес к последнему главенствует.


Norman Parkinson and Fashion Model at Bloomingdales

Возьмем, к примеру, женские образы. В его снимках мы не найдем холодного, незаинтересованного взгляда на модель, который американка Венди Штайнер в своей недавней книге «Венера в изгнании» приписывает художнику-модернисту, связывая его со страхом перед женским началом и - шире - перед невозможностью контроля над жизнью. Работы Паркинсона к тому же идут вразрез и с современной традицией глянцевой фотографии. Они, как ни странно, принципиально антигламурны -- полезно сравнить теплоту улыбки Нены Турман (кстати, ее «открыл» именно Паркинсон) и образ холодной красавицы, созданный на полвека позже ее дочерью Умой. В паркинсоновском взгляде нет и приторной слащавости или сюсюканья, хотя много теплоты и иронии -- возьмем ли мы его «Обнаженную в ванной» или забавнейшую «Венду и корову». И вот ведь незадача - мужской, «присваивающий» взгляд, оказывается, вопреки убеждениям феминисток, вовсе не унижает женщину. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на ранние изображения жены фотографа Венды и ее же поздний снимок 1975 года (ей - 52): обнаженное тело, стареющая женщина, взгляд мужчины, полный любви. Красота, как будто говорит Паркинсон своими работами, должна быть живой, а не мертвой, утилитарность не обязательно строится на грубом использовании или игре на низменных чувствах или комплексах. Эти идеи связи красоты и блага или искусства и практических целей вполне себе ренессансны. И становится понятно, что за этими хорошенькими личиками и игрой в «ремесленника» для Паркинсона стоит нечто гораздо более серьезное -- четкая жизненная и художественная позиция.




Norman Parkinson, at Queen, 1962

Достаточно взглянуть на его репортажи: исследование жизни шахтеров-валлийцев и их семей во время депрессии, снимки для журнала Bystander, послевоенные работы. В них нет описания окружающих ужасов -- Паркинсон не спекулирует на человеческом несчастье. Шахтерские жены улыбаются, оставшиеся после войны без мужей женщины -- водители грузовиков хороши собой и отлично выглядят в широких брюках и косынках на непокорных кудрях. Но вся боль мира глядит на нас глазами, кричит глубокими морщинами на лице «Жены уэльского шахтера в возрасте 54 лет» - и вот оказывается, что социальная критика может быть и такой.

И еще кое-что. Мягкость, красота, такт работ Нормана Паркинсона как будто принципиально невыразимы словами -- как невозможно описать, что так трогает нас в улыбке Джоконды. И эта невозможность проговаривания - еще одно качество, соединяющее его работы с предыдущей художественной традицией как бы через голову всего XX века, да и предшествовавшего XIX. Эта невыразимость к тому же каким-то неуловимым образом завязана на эксперимент и композиционное новаторство. Удивительный оттенок розового в «Осенней фуксии» (обложка для Vogue 1957 года) невозможно описать, а композиции снимков так и хочется зарисовать. Это нежелание Паркинсона разжевывать на кусочки, делая из визуальных образов удобоперевариваемую кашицу слов и значений, - достаточно редкое качество в современном мире, где художники, как кажется, разучились «говорить цветами» и норовят к каждому произведению написать многотомное объяснение по поводу его вполне тривиальной идеологии и совершенно неочевидной художественной ценности.











 
Wedding Outfits, 1938






 1937 Pamela Minchin Clothes by Sequoia


 1938 Duchess of Leeds (nee Amelia de Malkhozouny)


 1939 Pamela Minchin Swimsuit by Fortnum & Mason


1938


Edward James with his death mask of Napoleon,1938


Vogue, July 1945


Vogue, March 1945




Vogue, May 1948


Wenda Parkinson ,Vogue, May 1948


Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949


Wenda, Times Square NYC, September 1949


Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949










Barbara Goalen (Mrs Nigel Campbell); Wenda Parkinson (née Rogerson), 1949


Wenda Parkinson










Tessa Parkinson


Tessa Parkinson, Vogue, August 1947


Vogue, December 1947




Vogue, 1948


Vogue, April 1950


Fairy, Brooklyn Bridge, 1949


Glamour, New York Style 1949

 
Carol Anderson, 1949

 
Anne Chambers in Michael Sherard's Bell-sleeved Duffle Jacket, 1949

 
Anne Chambers ('Spring Hats in Bath'), 1948

 
One Man Band, Barbara Goalen, 1949

 


Lisa Fonssagrives, Park Ave, New York 1949








Vogue, January 1949






Vogue, march 1951


Della Oake, 1951


Lady Curre's Foxhounds, 1951


Vogue 1955


Vogue, February 1950












The New Mayfair Edwardians (Peter Coats; William Ackroyd; Mark Gilbey), 1950


Montgomery Clift, 1952

 
Model Wearing a Legroux Soeurs Hat, 1952




Young Idea at Brussles Fair, 1958

 
British Vogue, May 1950


Dior Evening Dress, May 1950


Ann Gunning Modeling for British Vogue

 
Miss Clarke Modeling for British Vogue


Jean Patchett, 1949


Balenciaga Dress, Regine, Vogue 1950


Dorian Leigh, American Model London, 1957


Adèle Collins, 1959


Anne Gunning, India, British Vogue, 1956


Barbara Mullen, Lake Kashmir, India, British Vogue, 1956





Carmen del' Orifice on Power Boat, 1959


Carmen in the Bahamas with Turtle on Head













 

 
VOGUE 1950

 
Design by Aquascutum, Ltd., ca. 1951.

 




Vogue May 1958






Charles Creed with a fashion model, 1953


(Henry) Digby Morton with a fashion model


Elspeth Champcommunal with Fiona (née Campbell-Walter), Baroness Thyssen and one other fashion model


Guiseppe Gustavo Mattli with three fashion models


John Bryan Cavanagh with two fashion models


Michael (Michael DonÈllan) with two fashion models


Peter Russell with two fashion models


 Sir (Edwin) Hardy Amies with two fashion models


Sir Norman Hartnell with two fashion models


 Victor Frank Stiebel with two fashion models




Queen, January 3, 1962


Florence, 1961


Model in yellow, Tahiti, US Vogue, 1965


Pastrie, Mexico, Queen magazine, 1966









  






Melanie Hampshire; Jill Kennington, 1963

 






The Beatnicks, Queen, 1960




Phone Box, London, 1963


Traffic Queen, 1960 by Norman Parkinson




 Ann Larson; Primrose Austen; Mary O'Flaherty; Adam Faith; Jill Kennington; Celia Hammond, 1962






Celia Hammond and two Kittens


Stretch Jump Suits (nine unknown models), 1968

 

 






1970


1972


Appollina van Ravenstein and giant turtle, Seychelles, British Vogue, 1973

 
 Jan Ward, 1970


 Judi Bowker, 1974


Jerry Hall, 1975





 



 
Antonio Lopez filming model Jerry Hall


Apollonia van Ravenstein Modeling Swimwear

 
Andrea Holterhof, French Vogue 1979






Seagulls Flying Above a Fashion Model


The Marchioness of Tavistock with Baby Tiger, 1974




YSL by Norman-Parkinson


 Irene Jimenez de la Iglesia, 1981


Arianna Huffington at Cape Sounion 1983






Ann Getty Kneeling on Silk Divan


Carmen Dell'Orefice at The Elms

 
Carmen Dell'Orefice, 1981


Frauke with Masked Carnival Revelers in 17th Century Costume

 



 

 



 




Viscount Thurso wearing an Aquascutum Ltd.-designed ensemble, ca. 1985

 







WENDA PARKINSON

 




Wenda Parkinson Modeling on a Canoe 1956


Wenda Parkinson Modeling on a Street

 

 

 

 

 
Wenda


January 1955 Wenda Parkinson, the wife of fashion photographer Norman Parkinson

 
 

PORTRAITS


MICHEL MORGAN



 
 Audrey Hepburn, Vogue, 1955


 Elizabeth Taylor

 

 

 
Elizabeth Taylor


Gary Cooper

 


Katharine Hepburn

 
Bianca Jagger

  

 
Sir Michael Philip ('Mick') Jagger and Jerry Hall, 1981


Claudia Cardinale

 
Dorothy Tutin Smoking


Enid Boulting, 1950

 
Her Royal Highness Princess Anne poses for a 21st birthday portrait with a backdrop by Gordon Davis.


Iman


Iman Modeling at the Musee de l'Orangerie


Ivana Trump in Opulent Dining Room

 
Joan Collins


Kathleen Ferrier, for Vogue, 1952


Leslie Caron Posing in Puffy Cocktail Dress


Marlene Dietrich


Portrait of Marlene Dietrich taken at the Cafe de Paris, London

 
Ava Gardner, 1953


Barnaby Rampling; Charlotte Tessa Rampling, 1975


Princess Anne, 1969


Katharine Ross

 
Raquel Welch, 1967


Robert Helpmann and Margot Fonteyn, Vogue, 1951


Uma Thurman's Mother Nena Von Schebrugge

 
Vanessa Redgrave rehearses for Karel Reisz's film Isadora.


Дэвид Боуи, 1977


Diana Vreeland, 1978


John Huston, 1955


Julie Elizabeth Andrews, 1954


Lady Melissa Eva Caroline Brooke (nÈe Wyndham-Quin); Caroline Olein Geraldine (Wyndham-Quin), Marchioness of Waterford


Loel Guinness; Victoria Guinness; Alexandra Guinness, 1967


Lord Snowdon, 1969


Margaret Hilda Thatcher (nee Roberts), Baroness Thatcher, 1981


 Stella McCartney, 1975


'The Young Look in the Theatre', 1953


Yves Saint Laurent; Loulou de la Falaise, 1974


 Jean Seberg, 1957


 Cecil Beaton, 1969


 Cecil Beaton, 1972


 Joseph Losey, 1955


The Rolling Stones (Bill Wyman; Michael ('Mick') Jagger; Keith Richards; Charles Robert ('Charlie') Watts; Brian Jones), 1964


The Beatles (George Harrison; Sir (James) Paul McCartney; Ringo Starr (Richard Starkey); John Lennon, 1963

Ссылки:

Norman Parkinson Archive


On shelves this fall, Norman Parkinson: A Very British Glamour (Rizzoli) provides the most comprehensive collection of the famous fashion photographer's work to date.

A Photographer's 50 Years in Fashion: No Still Life by Michael Gross, 1987

Tags: photographers
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 19 comments