Anna Lee (ana_lee) wrote,

Кристобаль Баленсиага: инфант моды

Подлинный новатор, он заложил принципы искусства высокого шитья, не потерявшие значения и сегодня. Он считал моделирование одежды не просто искусством, а синтетическим жанром: «Кутюрье должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля».

Родившись в бедной рыбацкой деревушке, он одевал самых красивых, самых богатых и самых титулованных женщин своего времени. Его клиентками были королевы Испании и Бельгии, принцесса Монако, герцогиня Виндзорская, Полин де Ротшильд, Мона фон Бисмарк, Ингрид Бергман и Марлен Дитрих. У него начинали свою карьеру модельеры Андре Курреж и Оскар де ла Рента, Юбер Живанши и Эммануэль Унгаро. Легендарная Коко Шанель говорила о Баленсиаге: «Он единственный Кутюрье в прямом смысле слова – все остальные дизайнеры».

335_f__kollar.jpg 

6a00d8341cc27e53ef00e54fec15788833-800wi.jpg

avba.jpg

ñêàíèðîâàíèå0132.jpg
1955


6a00d8341cc27e53ef00e54fec15788833-800wi.jpg

balenciaga.jpg

mainbgbalenciaga.jpg

В книге Эриха Мария Ремарка «Жизнь взаймы» героиня на последние оставшиеся у нее деньги покупает пять платье у Баленсиаги. Мол, гулять так гулять. Этот факт очень показателен и говорит о том, что на тот момент именно Баленсиага был недостижимой величиной и непререкаемым авторитетом в мире моды. Впрочем, его статус гения и новатора, поднявшего искусство кроя и шитья на совершенно иной уровень, вряд ли кто-либо будет оспаривать и сегодня. Даже коллеги никогда не отзывались о великом испанце иначе, как в превосходной степени, что вообще редко для их профессии. Большинство наиболее знаменитых в настоящее время модельеров называют его своим учителем. Такого признания, пожалуй, больше не было ни у кого. Тем не менее, когда у непрофессионала спрашивают, кому бы он отдал пальму первенства среди известных ему законодателей мод, фамилия Баленсиаги звучит крайне редко. А ведь его жизнь настолько удивительна, что о ней можно написать не одну книгу и снять не один фильм. Судите сами.

126821-004-8ED15AD0.jpg  
cristobal_balenciaga.jpg cristobal Balenciaga.jpg
amcoulture0708.jpg 
Кристобаль Баленсиага, 1927

Будущий революционер моды появился на свет 21 января 1995 года в маленькой баскской деревушке Гуэнтария. Первые уроки кройки и шитья Кристобаль получил у своей матери, которая была портнихой и толково разъясняла малышу, в чем секрет красоты одежды. В 12 лет мальчик вместе с мамой сразу же после гибели отца-моряка переезжают в Сан-Себастьян. Чтобы сын начал сам зарабатывать деньги, мать отдала его в подмастерья к городскому портному. Не прошло и года, как Кристобалю судьба предоставила великолепный шанс. История звучит следующим образом. Однажды 14-летний Кристобаль, увидев маркизу Касса Торрес, выходящую из церкви после мессы, сказал, что, будь у него такая же ткань, как та, из которой сделан её элегантный костюм, он сшил бы не хуже. Самоуверенный мальчик позабавил маркизу. Ему предоставили нужный материал — и результат превзошёл все ожидания. Будущий кутюрье с блеском исполнил свою первую профессиональную работу. Это стало началом их долгого и плодотворного сотрудничества, а затем и дружбы.

balenciagasketch2.jpg
Эскизы Баленсиаги

В 1913 году он поступил на работу к известному в Испании дамскому портному Калле де Хернани. Чтобы познакомиться с самыми последними тенденциями моды, молодой человек отправляется в Париж. Коллекции лучших представителей высокой моды оставили неизгладимый след в душе модельера.Потом будущее национальное достояние Испании прошел обучение у самой Коко Шанель. Неудивительно, что он вернулся в Испанию с самыми смелыми задумками. Прежде всего он решает адаптировать парижский стиль к нарядам местных модниц. Чтобы это происходило максимально независимо, Баленсиага открывает свое первое авторское ателье в Сан-Себастьяне, которое в 1919 году переименовывается в Дом моды Balenciaga. Копии парижский моделей одежды, с успехом переработанные под особенности сложения испанских женщин, имели феерический успех.В 1933-м открывается магазин в Мадриде, а в 1935-м и в Барселоне.

ñêàíèðîâàíèå0132.jpg

00533707825.jpg 

ModaXX-215.jpg

3738520049_5c3e05a512_o.jpg 

cristobalbalenciaga0738.jpg

GeorgiaHamiltoninBalenciagaRichardA.jpg
Georgia Hamilton by Richard Avedon

04m.jpg balenciagagatheredsleevebyirvingpenn.jpg
 By Irving Penn

 vestido-balenciaga-1962.jpg 
 
07m.jpg 

13m.jpg   19m.jpg
 
15m.jpg  17m.jpg 

 
Photography Kublin.jpg
Photography by Kublin

Magical Snap - 2009.10.20 17.24 - 002.jpg Magical Snap - 2009.10.20 17.23 - 001.jpg

Magical Snap - 2009.10.20 17.24 - 003.jpg Magical Snap - 2009.10.20 17.25 - 005.jpg

Magical Snap - 2009.10.20 17.26 - 006.jpg 

Magical Snap - 2009.10.20 17.26 - 007.jpg Magical Snap - 2009.10.20 17.27 - 009.jpg

Magical Snap - 2009.10.20 17.28 - 010.jpg Magical Snap - 2009.10.20 17.28 - 011.jpg
 
Magical Snap - 2009.10.20 17.29 - 012.jpg Magical Snap - 2009.10.20 17.29 - 013.jpg
 
Magical Snap - 2009.10.20 17.30 - 014.jpg

H4_balenciaga_1940.jpg
1940

H4_balenciaga_1950.jpg
1950

H4_balenciaga_1953.jpg
1953

H9_balenciaga_1950_avedon.jpg
By Richard Avedon, 1950

H32_weil_1946_balenciaga.jpg

H4_balenciaga_1939_blumenfeld.jpg
By Erwin Blumenfeld, 1939

H17_balenciaga_1950.jpg

H17_balenciaga_1950_d.jpg
1950

Balenciaga_1952_2.jpg
6a0105358c3b5f970b0112792cf38628a4-800wi.jpg 

big_balenciaga.jpg

greatdignitybalenciagaFrom a 1953 Vogue, taken in Balenciaga's studio.jpg 
1953

Magical Snap - 2009.10.20 17.25 - 004.jpg 

1001177362.jpg 1001177363.jpg

1001177364.jpg 1001177365.jpg
 
5y05v9x.jpg 
t127_1982.jpg

69_1.jpg t22_1974.jpg
 
Cocktail dress, springsummer 1948.jpg
Cocktail dress, sprin/summer 1948

Day coat, 1964.jpg
Day coat, 1964

Day dress, 1955–56.jpg hb_C.I.64.4.3_av1.jpg
Day dress, 1955–56

Day dress, ca. 1960–64.jpg
Day dress, ca. 1960–64

Dress ensemble, ca. 1965–66.jpg
Dress ensemble, ca. 1965–66

Evening coat, fallwinter 1950.jpg
Evening coat, fallwinter 1950

Evening dress, ca. 1959.jpg
Evening dress, ca. 1959

Evening dress, fall winter 1950.jpg
Evening dress, fall/winter 1950

Evening dress, fall winter 1965–66.jpg
Evening dress, fall winter 1965–66

F3AB9D9B-26FB-4320-A1EE-884AEBA2126.jpg

hatun4.jpg 

pp_31309.jpg


dressye5.jpg

В следующем году в Испании началась гражданская война. Баленсиаге пришлось прекратить свою деятельность на родине, и он переезжает в Париж. Располагая весьма ограниченным капиталом, Кристобаль все же открывает свой магазин. Вложив в него все свои сбережения, кутюрье ни разу о том не пожалел: бутик расположился в шикарном квартале больших Домов моды, на авеню Георга V. Чтобы показать первую коллекцию в августе того же года в Париже, пришлось влезть в долги. Зная, что от успеха или провала будет зависеть его будущее в столице моды, Баленсиага работал с фанатическим упорством. А в 1939 г. коллекцию «Инфанты» ожидал триумф, с лихвой вознаградивший всех, кто оказал мастеру финансовую поддержку. Его клиентками стали Барбара Хаттон, Глория Гиннес, Полин де Ротшильд, принцесса Виндзорская, звёзды кино Марлен Дитрих и Ингрид Бергман. Золотые страницы истории Дома были раскрыты. Этому не помешала даже война.

57743_1_122_28lo.JPG 

1c.jpg

Balenciaga3.jpg 
Balenciaga20Cristobal.jpg BGZ07325_008.jpg
6a00d8341cc27e53ef00e54fffebb78834-800wi.jpg

94a19db0555da54a_large.jpg

Designer Cristobal Balenciaga (L) & HARPER'S BAZAAR editor in chief Carmel Snow.jpg

cfe3ab468590dc2f_large.jpg
Кристобаль Баленсиага и легендарный главный редактор Harper's Bazaar Кармел Сноу

В оккупированном Париже Баленсиага работал в том же ритме, что и до начала военного вторжения в город. Более того, спустя несколько месяцев после закрытия дела в Испании ему удалось его возобновить и торговать на протяжении всей войны. Рассказывали, что женщины из самых разных стран переходили линию фронта, чтобы купить его платья, которые оказывались изумительным контрабандным товаром.

«Баленсиага – это единственный модельер, который может нарисовать, выкроить, собрать и сшить платье от начала до конца», - говорила о нем Коко Шанель. Его модели сравнивали с произведениями искусства за совершенство линий, сдержанность и загадочность образов и великолепный крой, они были неподвластны капризам сезонной моды. Но при этом Баленсиага великолепно владел ремеслом «от кутюр» — умел создавать модели методом наколки, кроить, прекрасно знал все швы, секреты правильной утюжки и отделки. В каждой коллекции обязательно была одна или две модели, которые он шил собственноручно от начала и до конца. Он кроил так виртуозно, что ткань для модели заказывали с точностью до сантиметра. «Первая примерка костюма от Баленсиаги смотрится точно так же, как третья от любого другого мастера», - утверждала Марлен Дитрих.

vogue_anglais_1946_06.jpg 
vogue_anglais_1946_11.jpg

avba.jpg

balen.jpg

moral0201946balenciagafb3ek.jpg

balenciagababydoll19582yg.jpg

clarke_henry_1950_bettina_pour_balenciaga_fb.jpg
Bettina by Henry Clarke, 1950

clarke_henry_1951_gigi_pour_balenciaga_fb.jpg
Gigi by Henry Clarke, 1951

clarke_henry_1951_stella_oakes_pour_balenciaga_fb.jpg
Stella Oakes by Henry Clarke, 1951

clarke_henry_1953_ivy_pour_balenciaga_fb.jpg 
Ivy by Henry Clarke, 1953

clarke_henry_1955_ann_sainte-marie_pour_balenciaga_fb.jpg 
Ann Sainte-Marie by Henry Clarke, 1955

clarke_henry_1959_bettina_pour_balenciaga_fb.jpg
Bettina by Henry Clarke, 1959

balenciagablackdress19523fw.jpg

balenciaga-suit.jpg

DovimawithSachaClochebyBalenciagaCa.jpg
Dovima by Richard Avedon

EliseDanielswithstreetperformers.jpg
Elise Daniels with street performers by Richard Avedon, 1948
 
CN00006989_EXTR.jpg 
balenciaga-vintage-gown-1961.jpg
 
balenciaga-vintage-lace-1951.jpg balenciaga-vintage.jpg
 
balenciaga2.jpg

57748_2_122_269lo.JPG

57752_3_122_103lo.JPG

57758_5_122_119lo.JPG

57767_7_122_66lo.JPG

57772_8_122_45lo.JPG

balenciagavogue19555oe.jpg 
Photo by Henry Clarke

57777_9_122_152lo.JPG

57782_10_122_220lo.JPG

balenciagavogue19507fc.jpg 
Photo by Irving Penn

57828_11_122_12lo.JPG

balenciagacoat.jpg

balenciagagloved0084nh.jpg

57833_12_122_250lo.JPG

coff.jpg

57838_13_122_189lo.JPG

balenciagagloved0123us.jpg

57843_14_122_54lo.JPG

balenciagagloved0137ss.jpg

balenciagagloved0141tw.jpg

balenciagagloved0152zu.jpg

ModaXX-213.jpg
Мастерство Баленсиаги, который, как минимум, одну вещь в своей коллекции изготавливал собственноручно от начала до конца, проявляется здесь в деталях: воротник и рукава скроены так, что не теряют своего совершенства ни при каких движениях

ModaXX-214.jpg

57847_15_122_116lo.JPG

57852_16_122_85lo.JPG

57857_17_122_22lo.JPG

57862_18_122_181lo.JPG

57878_20_122_197lo.JPG

57994_22_122_229lo.JPG

57995_23_122_251lo.JPG

58004_25_122_19lo.JPG

58009_26_122_231lo.JPG

58014_27_122_52lo.JPG

58015_28_122_69lo.JPG

58020_29_122_103lo.JPG

58021_30_122_11lo.JPG

balenciagagloved0175vj.jpg

balenciagagown61winter19559qv.jpg

balenciagagrandstairs1sg.jpg

f3e525230847d471_large.jpg

58373_31_122_162lo.JPG

После войны талант Баленсиаги раскрылся в полной мере. Обновленный, воскресающий и раскрепощенный мир требовал новой моды. И он ее получил. 1945-й и 1951-й стали годами творческих прорывов и побед дизайнера. Позже их назовут «революцией Balenciaga». Какие же перемены принесли ветры, созданные великим испанцем? Итак. Какая бы одежда ни создавалась, угол ни при каких обстоятельствах не должен быть острым. Только округлые пуговицы, воротники (он ввел их первым), кромки кружев, вырезы и вообще очертания. Баленсиага не считал себя новатором или экспериментатором — он стремился прежде всего к совершенству, черпая свое вдохновение в прошлом — в искусстве эпохи Возрождения, Средневековья или XVIII веке. В его творениях часто угадывались исторические мотивы. Его модели сравнивали с костюмами на портретах великих испанских художников прошлого — Коэльо и Сурбарана, Веласкеса и Гойи, но при этом они всегда были современными. Интерес к историческому костюму помогал Баленсиага плодотворно работать для театра и кино. В его отношении к одежде чувствовались традиции Испании — строгость и сдержанность, особенно по отношению к телу, которое всегда скрыто одеждой. Баленсиага считал, что гораздо привлекательнее женщина, одетая в платье, которое лишь чуть намекает на то, что скрыто под ним, а не выставляет все напоказ. Баленсиага никогда не использовал фальшивых бюстов и накладных бедер, максимально раскрывая пластические возможности каждого материала. Он всегда отталкивался от ткани и не признавал моделей Диора за «ужасное» насилие над тканью. Каждая деталь (воротник, отворот рукава или карман) была отточена и сбалансирована. Большое значение имел силуэт в профиль — Баленсиага часто делал отлетные спинки, объемные спинки жакетов. Он не любил лишних деталей, отделок, иногда украшая свои модели, особенно вечерние, изысканной вышивкой (например, вышитые болеро по мотивам костюма тореро), почти не использовал ткани с рисунком, но огромное внимание уделял фактуре, часто «сталкивая» в одной модели контрастные материалы. Благодаря ему в моду вошли ратин, букле и твид для пальто и жакетов, тафта в сочетании с бархатом, муар, рогожка, жатые ткани типа клоке.

Коллекции Баленсиага всегда были очень сдержанными и изысканными, «испанскими» по цвету: любимым цветом был черный, его дополняли белый, коричневый и темно-зеленый. Иногда черный цвет сочетался с «драматичным» красным или лиловым, реже встречались бежевый, розовый и желтый. Из украшений — только жемчужные серьги и нитка жемчуга. Костюм дополняли головные уборы, создающие выразительные образы, — шляпы с большими полями, украшенные перьями, крошечные наколки, огромные береты и драпированные капюшоны. На фоне изысканно простых туалетов Баленсиага ярче блистала индивидуальность их обладательницы.
Мастер придерживался концепции, что повседневная одежда должна быть простой и строгой, а вечерняя — роскошной. Его любимые модели — экстравагантные вечерние накидки больших объемов из тафты, под которыми скрывалось облегающее платье-футляр. Еще одна эффектная идея — закрытое спереди вечернее платье с декольтированной спиной. Несмотря на то что Баленсиага часто создавал свои коллекции вопреки общей моде, его идеи становились популярными: в 1950 году он предложил блузы без воротника, в 1954—1955 — узкий силуэт, который назвали «Линия I», в 1955 — узкие платья с туниками, рубашечный покрой рукава, в 1956 — жакеты с объемными спинками «сак» (мешок), в 1958 — линию «ампир», платья с завышенной талией «бэби-долл» и знаменитую «шляпу-коробочку». В 1947 году Баленсиага выпустил свои первые духи «Le Dix» ("Десять"), название которых навеяно номером дома 10 по улице Георга V, где находится Дом моды Balenciaga, в 1949 г. духи «La Fuite des heures», в 1955 г. — «Quadrille».

Balenciaga_1952_2_le_dix.jpg Balenciaga_1952_le_dix.jpg

Balenciaga_1953_la_fuite_des_heures.jpg Balenciaga_1956_quadrille.jpg

Balenciaga_1961_le_dix.jpg 
Balenciaga_1958.jpg
1958
069b8b0f17d9d111_large.jpg

58378_32_122_213lo.JPG 

fashionscans-cristobalbalenciaga.jpg
58383_33_122_22lo.JPG

58383_41_122_9lo.JPG

58385_34_122_101lo.JPG

58388_42_122_131lo.JPG

58390_35_122_183lo.JPG

58396_36_122_148lo.JPG

58402_38_122_14lo.JPG

balenciagafrillgown19566vn.jpg

  6b476b709a172061_large.jpg
58397_37_122_141lo.JPG

58407_39_122_259lo.JPG

58412_40_122_159lo.JPG

balenciagashowroom1950s9ui.jpg

CN00021458_EXTR.jpg 

CN00032450_EXTR.jpg
balenciaga-2_May_2009.jpg

d5d67f2aab013f50_large.jpg

Кристобаль создал свободно скользящие формы, которые не обтягивали, а задрапировывали фигуру, скрывая ее недостатки. Он представлял свои модели как трехмерную структуру, отдавая предпочтение тонкому сукну и плотному шелку, которые хорошо держат форму. Ввел также в моду круглый ворот, блузки без воротника, рукав в три четверти и приталенные лифы. Его техника год от года становилась все более отточенной, а модели - все проще. "Он основал будущее моды", - сказал как-то фотограф Сесил Битон.

За творческие достижения 12 мая 1958 года он был награжден орденом Почетного легиона. А каким был в жизни этот человек – маг и волшебник на подиуме?

Личность Баленсиаги породила массу легенд и домыслов. Будучи человеком знаменитым, при этом он был совершенно чужд публичности. Крайне редко давал интервью и фотографировался, вообще вел уединенный образ жизни. Только очень малый круг посвященных был допущен к близкому общению с ним. Работал Баленсиага, как правило, молча, и ассистентам приходилось вырабатывать у себя умение желания мастера или даже предугадывать. Следует заметить, что это была для них школа и большинство стали фигурами не менее известными.

За показами своих коллекций Баленсиага наблюдал из-за кулис, но сам на сцену не выходил. С 1957 года он запретил журналистам посещать их (беспрецедентный случай в истории моды), считая, что те могут сформировать неверное мнение покупателей, которые должны полагаться только на собственные суждения. Пресса знакомилась с коллекцией по прошествии восьми недель. Некоторые называли Баленсиагу аскетом, но близко знавшие его люди с этим, наверное, не согласились бы. Говорят, что среди своих он бывал не просто элегантным и раскованным, но и остроумным, подчас до язвительности. Наиболее метким в отношении мэтра является определение «денди-отшельник», данное однажды кем-то из журналистов.

Упорство и страсть в достижении совершенства, нежелание заниматься саморекламой, растрачивать время на светскую болтовню — таков был Баленсиага. Он был очень разборчив и ненавидел дешёвку в любой форме, называя её баскским словом «курси», что означает «грубо», «вульгарно». Баленсиага считал, что «ни один модельер не в состоянии сделать неэлегантную женщину элегантной», и не одобрял тех клиенток, которые заказывали не подходящие для них платья или больше туалетов, чем нужно.

При всей суровости характера Баленсиага помогал начинающим кутюрье и советом, и опытом. У него проходили стажировку такие ныне известные модельеры, как Андре Курреж, Эмануэль Унгаро. Его признаёт своим учителем и кумиром Юбер де Живанши, который в 1952 г. открыл собственный салон как раз напротив Дома Баленсиаги. Эти два мастера оставались друзьями до самой смерти Баленсиаги.

Одежда для Баленсиаги была способом самовыражения, произведением искусства. Массовость готовой одежды переставала делать ее авторской и, по его мнению, убивала Высокую моду. Однако в последние годы деятельности Кристобаль Баленсиага признал важность работы на экспорт и позволил американским промышленникам копировать свои модели для продажи. Но, посетив швейную фабрику в Нью-Джерси, он понял, что его платья нельзя доверять машинам, рассчитанным на массовое производство. Поэтому он, как и многие его коллеги, основал собственную швейную империю.

Поэтому полной неожиданностью для всех стало решение маcтера в 1968 году удалиться от дел. Достигнув 74 лет, после небывалого и длительного успеха во всем мире, он закрывает одно за другим ателье в Париже, Барселоне и Мадриде. Это решение он объясняет тем, что не хочет менять свою концепцию и идти на поводу у новых веяний рынка. Человек, который за всю свою жизнь дал всего лишь несколько интервью, становится настоящим отшельником. Последнее появление мастера на публике произошло на похоронах Коко Шанель, с уроков которой и началась его блестящая карьера.

24 марта 1972 года неоспоримый авторитет для всех великих кутюрье тихо скончался в Валенсии. Вместе с уходом родоначальника Дома начала уходить и популярность марки Balenciaga. Хотя его ученики, открывшие к тому времени собственные бутики, создавали вещи в стиле Кристобаля, но у самой марки не было достойного продолжателя, который смог бы на прежнем уровне править Госпожой Модой.

Возрождение Дома началось только в 1988 году - с появлением нового руководства: Жак и Режин КОнкьер стали хозяевами легендарной марки. Первую коллекцию Дома создал Мишель Гома. Новейшая история Balenciaga начинает стремительно развиваться. В 1993-м Жозефус Мельхор Тимистер становится ведущим дизайнером, а в 1998-м Дом возглавляет Николя Гескьер. У него получилось то, что не удавалось его предшественникам – вернуть марке величие. Она не просто возродилась, но и вновь обрела статус законодателя модных тенденций.

Кристобаль Баленсиага как-то выразился, что, "жизни модельера не позавидуешь, поскольку она скорее собачья". Но он прожил ее так, что заставил всех поверить в то, что она сказка.

v42_balenciaga_3.jpg 
harpers20bazaar20jan20200620pg2070by8.jpg 
  51981_balenciaga.JPG

51992_balenciaga_1.JPG

51998_balenciaga_2.JPG

52006_balenciaga_3.JPG

72113_Nostalgia_1_122_437lo.jpg

72121_Nostalgia_2_122_540lo.jpg


http://balenciaga.com/

Tags: designers, vintage fashion
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments