Anna Lee (ana_lee) wrote,

The Little Black Dress. 1920-1960s

"Если на вас правильное маленькое черное платье, ничто на свете не сможет его заменить." - Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская



Маленькое черное платье уже давно вышло из разряда заурядных повседневных предметов одежды: сегодня это целая концепция, культовая вещь, которая находит свое воплощение в каждой эпохе. Не важно, каковы модные тенденции нынешнего сезона: женщины продолжают доверять этой незыблемой ценности, этому вечному гаранту безупречного стиля - накануне праздников популярность черного платья возрастает в десятки раз. Восхищение женщин этой простой, но гениальной вещью не угасает более восьмидесяти лет, ведь с момента своего появления легендарное платье произвело настоящую революцию в женском гардеробе, наделив стиль невиданной по тем временам чертой – демократичностью.

Ruben Toledo




 



Ах, маленькое черное платье! Ему посвящены десятки книг, благотворительные приемы и статья в Википедии. Не так давно в Оксфордский словарь английского языка внесли аббревиатуру LBD (Little Black Dress). Причем создатели словаря, выпустившие первое издание в 1998 году, делают упор именно на современные нормы английского языка, "живую" лексику. Маленькое черное платье, которое по первоначальной версии Коко Шанель было с неглубоким овальным вырезом, длинными рукавами и прикрывало колени, со временем стало видоизменяться и появляться в коллекциях практического каждого дизайнера. О маленьком черном платье так много говорят, что больше не возникает вопроса, что же такое LBD, хотя в русском языке аббревиатура МЧП пока не прижилась.

Маленькое черное платья настолько вездесуще, что стало метафорой шика и элегантности. Скорее всего, и у вас в шкафу найдется одно такое (а то и несколько). Это платье вы сочетаете с ниткой жемчуга или шелковым шарфиком, когда хотите выглядеть шикарно. И его же надеваете с жакетом и простыми лодочками, чтобы отправиться в офис. Стоит добавить к нему пару убийственных шпилек-стилетто и вы будете неотразимой на любой вечеринке.


1921

  



В 1926 году в американском издании журнала Vogue было предсказано, что черное крепдешиновое платье от Шанель с длинными узкими рукавами вскоре превратится в униформу, которую захотят носить все женщины. Чтобы множество женщин согласились носить одно и то же платье? Эту идею сочли полнейшим абсурдом. Желая объяснить читательницам, что именно безличная простота этого фасона обеспечила ему такой успех, журнал отважился на необычное сравнение: "Разве мы отказываемся от покупки автомобиля на том основании, что он ничем не отличается от другой машины той же марки? Совсем наоборот. Это сходство - гарантия высокого качества. А теперь и мода вступила в эру стандартизации. Это эволюция, которую уже не остановишь". И в заключение Vogue пишет: "Перед нами - "форд" от Шанель".


"Форд" от Шанель, маленькое черное платье, хоть и безжалостно раскритикованное, пользуется огромным успехом. Напрасно журналисты-мужчины жалуются: "...теперь у женщины нет ни груди, ни живота, ни зада. А юбку они обрезают у колена", напрасно они иронизируют: "женскую моду этого десятилетия назовут "режь, не бойся", - отныне выбор женщин будет зависеть не только от мужчин, но и от них самих. Они пойдут за Шанель, которая всегда предпочитает простоту.


Успех стиля ар-деко был неоспоримым фактом. Никогда еще столь радикальные новшества не принимались с такой готовностью. Был создан совершенно новый тип мебели - без резьбы, без украшений, а вместе с мебелью должна была обновиться и мода. Что и показала экспозиция в павильоне "Элегантность" на Выставке 1925 года. На рисунках из январского издания Vogue за 1927 год - два платья от Шанель, справа - газовое, слева - атласное. Именно эти платья вызвали знаменитый выпад Поля Пуаре: "Что изобрела Шанель? Убожество роскоши". Еще он сказал: "Прежде женщины были монументальны, словно фигуры на носу корабля, и красивы. Теперь они похожи на маленьких недокормленных телеграфисток".


Опять черное, опять Шанель, опять рисунок Дугласа Полланда для Vogue и опять два новшества: креп-марокен и шляпка-колокольчик, о которой один приверженец вчерашней моды отозвался так: "Теперешние шляпы - это какие-то бесформенные воронки из мягкого фетра, женщины натягивают их на голову обеими руками...Под этим обтягивающим мешком уже не видно ничего: ни волос, ни лба, ни щек, ни даже носа. В конце концов женщины будут надевать шляпу с помощью рожка для ботинок, если только кто-нибудь подаст им такую идею". Автором этих язвительных замечаний был Сем (знаменитый художник-иллюстратор).


Coco Chanel, Marion Morehouse in black crepe dress with sequins and fringe, Vogue, May 1926




The palin black dress by Bernard (above, left) draws attention to the rosette motif at the hip and the decorative buckles on the shoes. An embroidered belt has matching cuff detail (above, centre) which resembles a fashionable row of bracelets. The dress is by the House of Jenny. The tiered pleats of crepe de chine of this Phillippe & Gaston dress (above, right) help to soften the silhouette. 1920s


A velvet dress by the house of Jenny (above, left), another dress by Jennt showing off a tasselled lipstick holder (above, center), and a dress by Madeleine Vionnet (above, right) with signature scalloped panels. 1920s


1928

Конечно, черный цвет носили и раньше, но только в знак траура. В эпоху джаза, маленькое черное платье Шанель стало символом освобождения. И материал, из которого был сделан «Форд из мира моды» также был революционным – прежде джерси использовалось только для пошива нижнего белья. Когда известный модельер Поль Пуаре увидел Шанель в одном из ее первых маленьких черных шедевров, он спросил: «Мадемуазель, по кому вы носите траур?» Она с вызовом ответила: «По вам, месье!». И как оказалось потом, она знала, о чем говорит.


Маленькое черное платье от Chanel было продано на аукционе Christie за 3000$, Лондон, 1978

 
Шанель за работой

Женщины обожали это платье, которое так льстило разным типам фигуры и было совсем немарким. В Голливуде, где как раз в это время только-только стало появляться «звуковое» кино, маленькое черное платье полюбилось актрисам, так как в отличие от платьев-флэпперов, обильно украшенных бисером и бахромой, оно было простым и не клацало при записи звука для фильма.


Актриса Джоан Беннетт, 1928


Танцовщицы Адель Астер и Джозефин Бейкер, 1928




Луиза Брукс

В 1930-х годах основным конкурентом Шанель была Эльза Скиапарелли. Она была известна своими фантазийными и сюрреалистическими нарядами, а также придуманным ею цветом «шокирующий розовый». Но и Скиапарелли, несмотря на ее яркий стиль, не смогла противостоять соблазну маленького черного платья. Одна из знаменитых клиенток модельера, Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, однажды заметила: "Если на вас правильное маленькое черное платье, ничто на свете не сможет его заменить". Скиапарелли отметила своим неповторимым почерком и маленькое черное платье, создав его версию в виде платья с запахом (задолго до Дианы фон Фюрстенберг). Считается, что само понятие «Маленькое черное платье» возникло, когда Шанель критиковала свою соперницу в мире моды Скиапарелли. «Шехерезаду создать легко, - заметила Коко, - маленькое черное платье – сложнее». Даже герои мультфильмов оказались подвержены магии этого творения – в начале 1930-х появился персонаж Бетти Буп (Betty Boop), откровенно сексуальная девица в маленьком черном платье, настолько коротком, что была видна подвязка на ноге. В 1934 вступил в действие Кодекс Хейса — принятый кинопромышленностью свод правил о том, что можно, а что нельзя показывать в кино. Сложившийся образ Бетти не соответствовал новым правилам и подвергся радикальной цензуре. Юбки стали длиннее, исчезло откровенное декольте.



 
Бетти Буп


Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская






High-society fashion models, probably in America, show off their elegant little black dresses to wonderful effect. The white collars and cuffs and simple pearls or paste jewellery are inspired by Chanel, 1930s




1934


1932


The ’30s would bring a return to softer, feminine cuts. Full, flowing hems once again fell below the calf. That asymmetrical neckline still looks modern.

 
This glamorous look may have been influenced by Italian designer Elsa Schiaparelli, who loved embellishment as much as she did strong shoulders.

В 1940-е годы, маленькое черное платье вновь стало популярным в связи с ограничениями военного времени. Без рукавов или с короткими рукавами черное платье-футляр было универсальным и экономным выходом, тогда как большинство материалов были направлены на военные нужды. Многие журналы мод той эпохи рекомендовали маленькое черное платье, как отличный способ сохранить ткани, оставаясь при этом стильной. Узкая и короткая юбка классического маленького черного платья связана с новой минималистской эстетикой.






Рита Хейворт


Ава Гарднер




Ава Гарднер в фильме "Убийцы" (1946)



Рита Хейворт в фильме "Гильда" (1946)


Christian Dior, 1947


Платье 1940-х

Но по-настоящему звезда маленького черного платья засияла в 1950-х годах. В послевоенную эпоху, ограничения на использование тканей были сняты – как результат, юбки стали пышнее. Многие голливудские дизайнеры использовали маленькое черное платье в фильмах, а в 50-х формула «куда идет Голливуд, мода следует за ним» была очень эффективна. Незабываемо маленькое черное платье из фильма «Сабрина», созданное кутюрье Юбером де Живанши. С этого фильма началась дружба и многолетнее сотрудничество Одри Хепберн и Живанши. Мэрилин Монро придала маленькому черному платью больше изгибов, чем на треке «Формулы 1» в таких фильмах как «Некоторые любят погорячее» (В джазе только девушки) и «Джентльмены предпочитают блондинок». Тем временем, появление «Коктейльного часа» и соответствующих нарядов для него не могло обойтись без не-слишком-формальной, не-слишком-повседневной ауры маленького черного платья.


Одри Хепберн в фильме "Сабрина" (1954)




Мэрилин Монро в фильме "Некоторые любят погорячее"  (В джазе только девушки) (1959)

 
Мэрилин Монров костюмах для фильма "Джентльмены предпочитают блондинок"










Мэрилин Монро и драматург Артур Миллер


Ава Гарднер






Элизабет Тейлор, 1953


Джульетта Мазина и Федерико Феллини


София Лорен

 
Анита Экберг




Анита Экберг в фильме "Сладкая жизнь"


Джин Сиберг в фильме  "Здравствуй, грусть" (1958)



  

 

 



Довима











 



На заре 60-х годов появилось, наверное, самое культовое маленькое черное платье всех времен. Хрупкая Одри Хепберн в черном платье без рукавов, массивном жемчужном колье и солнцезащитных очках Ray Ban Wayfarer перед витриной Tiffany – этот кадр помнят все. Фильм Блейка Эдвардса «Завтрак у Тиффани» (1961) гарантировал Одри Хепберн и маленькому черному платью место в неофициальном Зале Славы Стиля. Труман Капоте, автор романа, по которому поставлен фильм, также внес свою лепту в продвижении МЧП. В 1966 году, Капоте устроил свой знаменитый «Чёрно-Белый Бал» (Black and White Ball), который называют «Вечеринкой века». Так как гости могли облачаться только в черное и белое, маленькое черное платье стало естественным выбором многих дам. Эди Седжвик, звезда андеграундных фильмов Энди Уорхола и «It-girl» середины шестидесятых, часто появлялась на публике и на фото в журналах именно в простом маленьком черном платье.

MBDBRAT EC032
Одри Хепберн в фильме "Завтрак у Тиффани" (1961)

MCDBRAT EC006



 

 


Черно-Белый Бал, 1966




Эди Седжвик


Моника Витти в фильме "Ночь"


Дельфин Сейриг в фильме "Прошлым летом в Мариенбаде"






Бритт Экланд


Катрин Денёв и Роже Вадим

 

 


Роми Шнайдер


Анита Экберг


Модель и актриса Мариса Беренсон и актер Алан Аркин, 1965

 



 
 

 






Актриса Энн-Маргрет. Фото Mark Shaw


За За Габор



  

 
 


Нико



 



 



 

 

 

  

 

 

 


Фото William Klein, 1962




Фото Jean-Loup Sieff, 1965


Фото William Klein,1960


Платье Pierre Cardin


Платье Yves Saint Laurent



TO BE CONTINUED

Tags: 1920s, 1930s, 1940s, 1950s, 1960s, vintage fashion, история моды
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments