Anna Lee (ana_lee) wrote,

О, Генри!

Редакторы журналов мод носили его на руках. С командой моделей и стилистов он исколесил самые экзотические уголки Земли. Благодаря Генри Кларку красоты и изящества в нашем мире стало больше.

В фильме Стэнли Донена «Забавная мордашка» Фред Астер играет модного фотографа. Считается, что это Ричард Аведон, но на самом деле главный герой практически списан с другого мастера – обаятельного парижского американца, галантного и куртуазного Генри Кларка.

04

L_PD-CONAS0106-CA12
Savoir-faire, December 1957





Когда 74-летний Кларк последний раз появился в лондонской редакции Vogue в 1992 году, он забрал несколько оставшихся там ещё с 1950-х годов негативов. С этой славной декадой Кларк ассоциируется безошибочно и моментально. В последующие лет тридцать  карьера его была вполне успешной, но тогда, в послевоенном, истосковавшемся по красоте мире, он, как никто, смог показать, какими тонкими и изящными могут быть талии и лица.


Текст: Робин Мюир
Его прелестные, надменно-скуластые модели – Дориан Ли, Сьюзи Паркер, Анн Сент-Мари, Cтелла Оук, Довима, хоть и кажутся чересчур экстравагантными, но существуют в реальном мире: вот Дориан Ли в вечернем платье от Jacques Heim, белых перчатках и широкополой шляпе – в музее Petit Palais, на фоне картины Гюстава Курбе. Довима в платье с фестонами на рукавах, шляпке и черных перчатках прилегла на тахту и делает послеобеденные телефонные звонки. А любимица Кларка Анн Сент-Мари выгуливает свою огромную овчарку – выбрав для этой прогулки крепдешиновый леопардовый ансамбль от Dior. Принимаясь изучать моду, фотографии Генри Кларка каждый берет за образец: за ними – великолепное знание предмета, прекрасный вкус, гениальное чувство кроя и материала – ни одна складка одежды в его фотосессиях не случайна.


Dorian Leigh pour Jacques Heim, 1955


Anne Sainte-Marie pour Christian Dior, 1950


Anne Saint-Marie pour Balenciaga, 1955




Anne Sainte-Marie pour Christian Dior, 1955


Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955
Сам Кларк был необычайно элегантным человеком, обаятельным, с безупречными манерами – собственно, как раз таким он нам и представляется по своим снимкам. В редакции британского Vogue ходили легенды  о том, например, как он вслух вопрошал, что это за глупость «молодежная» или «уличная» мода и кто будет носить эти нелепые спортивные туфли, именуемые в Америке sneakers, а Англии – trainers (а в России – кроссовки).
Сам он навсегда остался в 1950-х, в той эпохе, когда, как пишет близкая подруга Кларка, шеф парижского бюро американского Vogue Сьюзан Трейн, «все всегда точно знали, что и куда надеть: какой наряд выбрать для ланча, а какой – для ужина или коктейля; какая ткань и цвет подходят для какого времени суток… Эти негласные правила были точны, как фигуры менуэта».
В съемках Кларка никогда не появятся «нелепые спортивные туфли». Так называемой уличной моды там тоже не будет и следа. Зато настоящей экзотики предостаточно, особенно в 1960-е и 1970-е. Для Vogue это была эпоха дальних странствий и великих открытий: Ливан и Антарктида, Бали и Иордания, остров Тасмания и Мертвое море.


Anne Sainte-Marie pour Lanvin, 1955


Anne  Saint-Marie pour Chanel, 1955


Anne Sainte-Marie pour Jacques Fath, 1955


Anne Sainte-Marie pour Jean Patou, 1955


Anne Sainte-Marie pour Paulette, 1955


Model wearing coiffure of a cap, with feathers in shades of flamingo pink, 1955

По части интеграции моделей в экзотические пейзажи Генри Кларку поистине не было равных – девушки идеально вписывались в ландшафт. Или же создавалось впечатление, будто съемочная группа случайно «в кустах» обнаружила местную красавицу; ну а та, опять же по чистой случайности, оказалась наряжена в брючный «пижамный» костюм от Pucci. Пейзажи по яркости не уступали нарядам, и это было несомненным плюсом: в те годы большинство читателей, даже такого элитарного журнала, как Vogue, могли только мечтать об атлантических перелетах и дальних путешествиях. Зато в съемках Генри Кларка они в красках видели страны и континенты, о которых знали не больше, чем о соседних галактиках.

В 1951 году Кларк подписал беспрецедентный контракт, позволяющий ему снимать сразу для трех изданий – французского, английского и американского Vogue. Но и выкладывался он по полной. Знаменитый редактор американского Vogue Диана Вриланд отправляла его в экзотические командировки и велела не возвращаться без двадцати-тридцатистраничных историй. Вот что пишет о съемках на Барбадосе редактор британского Vogue Эйсла Гарланд: «Меньше чем за десять дней нам нужно было отснять – на моделях – семьдесят шесть вещей! Генри работал не переставая, забывая о сне и еде, а окунулся в море лишь тогда, когда настала очередь снимать купальники».

В 1960-70е любимыми моделями Кларка были Мариза Беренсон и Верушка, они блистали в десятках фотосессий со знойными названиями: «Мода в зените солнца!» (Мексика), «Мода на восходе» (Индия) и т.п. От каждой из съемок Вриланд приходила в такой восторг, что тут же заказывала следующую. Вот что она в своей неподражаемой манере писала Кларку в 1966 году: «Дорогой Генри, мы просто очарованы вашими «леди в кафтанах». Все они – и каждая в отдельности – ослепительно хороши. Никто, никто, кроме Вас не способен посмотреть на женщину такими глазами».

CN00031528
Veruschka posing in bamboo jungle wearing asymmetrical floor length, transparent flowered, silk, organza poncho over matching body suit, all by Griffe, 1965


Model Marisa Berenson in gold caftan by Tina Leser with rings by Gripoix and gold jeweled sandals by Bernardo, 1967
На самом деле «такими» глазами он смотрел на все вокруг, и когда на склоне лет, в 1980-х, Кларк увлекся съемками для House & Garden, никто не удивился. «Снимая моду, он всегда был очень внимателен к интерьерам, - вспоминает его модель Беттина. – Он покупал цветы, доставал где-то антикварную мебель, выстраивал фон, как театральную декорацию. Воображения и вкуса ему было не занимать – свидетельство тому его собственный дом: особняк XVI века с видом на море в Рокербрюне».
В детстве дома как такового у Генри Кларка не было. Он родился в 1918 году в Лос-Анджелесе и переезжал с родителями, ирландскими эмигрантами, с места на место десятки раз, пока в 1932 году семья не осела в Сан-Франциско. В 1946-м Генри Кларк, декоратор витрин из Оукленда, берет полугодовой отпуск за свой счет и переезжает в Нью-Йорк. Вскоре он уже работает в издательском доме «Конде Наст» на должности ассистента по аксессуарам и, наблюдая за работой великих Хорста и Сесила Битона, находит свое истинное призвание – фотографию.
Генри научился обращаться с казенной камерой и посетил несколько уроков, которые в те времена давал пионер графического дизайна в Америке, знаменитый Алексей Бродович, а дальше судьба распоряжалась сама. Кларк не уворачивался от нее и не пытался объять необъятное – просто брал то, что само шло к нему в руки. А это была мода в её самом элегантном обличье. И знаменитости – такие, как Ли Радзивилл, баронесса фон Тайсон, сестры Гиннесс, Марелла Аньелли, звезды итальянского кинематографа эпохи неореализма.


Mrs. Loel Guinness and Daughter Modeling, 1957


Marella Agnelli, Wife of Fiat Heir, Italy’s Unofficial First Lady


Baroness Fiona Thyssen-Bornemisza, 1962


Anna Magnani, 1950
Он не снискал громкой славы не только из-за светил-соперников – Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. Природная скромность и внутреннее изящество Кларка тоже сыграли немалую роль – шумный успех показался бы ему безвкусицей. Хотя он бы вряд ли огорчился, узнав, что его большая персональная выставка прошла в парижском Musee de la Mode с грандиозным аншлагом.
Для нас, сегодняшних, работы Генри Кларка – история полувековой давности. Для истории моды – это целый столетия. Сегодня, когда нелюбимый Кларком «уличный»  стиль главенствует не только на улицах, а кутюр второпях уходит на пенсию, мы смотрим на плятья и лица с его снимков, на «всех этих дам под вуалями, с лебедиными шеями и втянутыми как у борзых животами» (так писала о нем журналист Сьюзи Менкес) как на реликты ушедшей эпохи. Эпохи, когда мода была Высокой.


Anne  Saint-Marie test de maquillage, 1955


Sophie Litvak pour Jacques Fath, 1949


Betty pour Rossen, 1950


Ann Huting pour Jacques Heim, 1951


Clarke's Studio, 1951


Clarke at work, 1951




Regine pour Meggy Rouff, 1951


Regine pour Schiaparelli, 1951, Roquebrune


Stella Oakes pour Balenciaga, 1951


1951


1951


Bettina pour Jacques Fath, 1949


Bettina pour Jacques Fath, 1949


Bettina dans le Studio de Nadar pour Jacques Fath, 1950


Bettina pour Balenciaga, 1950


Bettina pour Jacques Fath, 1950


Bettina pour Pierre Balmain, 1950


Bettina pour Lanvin, 1951


Bettina pour Dior, 1952


Bettina pour Gilbert Orgel, 1952


Bettina pour Lebigot, 1952


Bettina pour Maggy Rouff, 1952


Bettina, 1953


Bal in Madrid, 1952


Comtesse Consuelo Crespi, 1952


Fiona Campbell-Walter pour Schiaparelli, 1952


Margaret Phillips pour Givenchy, 1952


Sue Jenks pour Joset Walker, 1952


Henry Clarke with models, 1953


Edwige Feuill in Balmain, 1953


Gabrielle Chanel Sitting at Home Wearing Jersey Suit, 1954


Ivy pour Balenciaga, 1953


Ivy pour Maggy Rouff, 1953


Nellie pour Desses, 1953


Gigi pour Balenciaga, 1951


Gigi pour Dior, 1951


Gigi pour Jacques Griffe, 1951


Gigi pour Lanvin, 1951


Gigi pour Lanvin, 1951


Gigi pour Albouy, 1955



Dior, 1954


Ann Nutting pour Lanvin, 1954


Dior, 1954


Dorian Leigh pour Jean Desses, 1954


Hildegard Knef, 1954


Maria pour Gres, 1954


Patricia pour Fath, 1954

CN00032528
Model wearing white back-laced bodice brassiere, lace petticoat, and black lace topped stockings. All from the Jacques Fath collection.


Dorian Leigh pour Jean Patou, 1955


Enid Boulting pour Gres, 1955


Isabell pour Revillon, 1955

 
1955


Suzy Parker pour Givenchy, 1952


Suzy Parker pour Mauboussin, 1953


Suzy Parker pour Chanel, 1954


Suzy Parker pour Chanel, 1954


Suzy Parker pour Dior, Monte Carlo, 1954


Suzy Parker pour Fath, 1954


Suzy Parker pour Givenchy, 1954


Suzy Parker pour Griffe, 1954


Suzy Parker pour Manguin, 1954


Suzy Parker pour Pertegaz, 1954


Dovima pour Fath, 1956


Dovima pour Fath, 1956




Dovima pour Lanvin, 1956


Dovima pour Madeleine de Rauch, 1956


Madame Arturo Lopez-Willshaw en Patou, 1956


Madame Giovanni Agnelli en patou, 1956


Vicomtesse de Ribes, 1956


Canada Furs, Automne-Hiver 1957


Margaret Philips, 1957


Marie-Helene Arnaud et Joanna McCormick pour Lanvin, 1957


Marie-Helene Arnaud pour Desses, 1957


Renee pour Dior, 1957


Suzy Parker and Cary Grant in Kiss Them for Me, 1957




Suzy Parker pour Lanvin, 1959


Anne Saint-Marie pour Lilly Dache, 1958


Jessica Ford pour Cardin, 1958


Jessica Ford pour Griffe, 1958


Jessica Ford pour Lanvin, 1958


Marie-Helene Arnaud pour Chanel, 1958


Marie-Helene Arnaud pour Dior, 1958


Mimi Darcangues pour Chanel, 1958


Joanna McCormick pour Balmain, 1957


Joanna McCormick pour Chanel, 1957


Joanna McCormick pour Dior, 1957


Joanna McCormick pour Fath, 1957


Joanna McCormick pour Griffe, 1957


Joanna McCormick pour patou, 1957


Anne Saint-Marie pour Lilly Dache, 1959


Anne Saint-Marie pour Saks, 1959


Betsy Pickering pour Dior, 1959


Betsy Pickering pour Dior, 1959


Betsy Pickering pour Ricci, 1959


Bettina pour Balenciaga, 1959


Bettina pour Schiaparelli, 1959


Claudette Colbert Modeling Satin Dress, 1959


Isabelle pour WIlson Fomar, 1959


Lena pour Cardin, 1959


Rosalind Russell, 1959


Rose-Marie pour Givenchy, 1959


Rose-Marie pour Paulette, 1959


 Simone D´Alliencourt, 1959


Simone D´Alliencourt, 1959


Sophia Loren, 1959


1960


Pour Chert et Bonnassieux, 1960


Margaret Brown pour Harrods, 1960


Suzy Parker pour Chanel, 1960


Suzy Parker pour Dorville, 1963


Anouk Aimee pour Vogue, 1963


Orson Welles, 1962

Wilhelmina et Verushka pour Hannah Troy, 1964


Wilhelmina pour Tassell, 1964


Editha pour Staropoulos, 1965


Sveva pour Gres, 1965


Dominic pour Matty Talmack, 1966


Dominic pour Robert Sloan, 1966


Editha Dussler pour Pauline Trige, 1966


Editha et Antonia pour Donald Brooks, 1966


Benedetta Barzini pour Donald Brooks, 1967



Benedetta Barzini pour Pauline Trige, 1967


Samantha Jones pour Foquet, 1967

Tags: photographers, vintage fashion
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments