Anna Lee (Анна Щукина) (ana_lee) wrote,
Anna Lee (Анна Щукина)
ana_lee

Category:

Кэри Грант: мистер Совершенство

«Гранту не нужно объяснять, как играть – его надо только поставить перед камерой. Он настолько естественен, что актерского обмана просто не замечаешь», - не раз говорил в интервью Хичкок, называвший Кэри Гранта (Cary Grant) своим любимым актером.

 



Ему удавалось невероятное: он мог быть одновременно серьезным и бестолковым, учтивым и недалеким, хладнокровным и сексуальным.
Немного найдется в американском кино артистов, которые бы так классически воплощали в себе черты звезды, как Кэри Грант. Он сам признавался, что «отыграл себя до совершенства».

Он был безупречным героем. Однажды он произнес: «Каждый хочет быть Кэри Грантом. Даже я хотел бы им быть».






Cary Grant

А Кэтрин Хепберн — его партнерша — женщина умная и наблюдательная, как-то проницательно заметила: «Кэри многому научился за годы работы на экране. Но для серьезных ролей он не годится: слишком поверхностен. Да публика от него их и не требует. У него — красивое лицо с темными глазами, искусно причесанные волосы, приятный голос и чувство времени». Этого оказалось достаточно, чтобы продержаться в кинематографе более трех десятилетий.



 18 января 1904 - 29 ноября 1986


     Известный писатель Ян Флемминг, рассказывая об образе своего знаменитого героя - Джеймса Бонда, сказал: «Да, я очень хорошо себе представлял моего шпиона, это ведь Кэри Грант!». Грант был воплощением мужественности, обаяния, секс-символом эпохи. Немудрено, что именно его именитый автор выбрал прообразом агента 007. Глядя на светского, элегантного, остроумного прожигателя жизни, каким Грант представал на экране и вне его, трудно было отрешиться от мысли об аристократическом происхождении этого человека. Однако начиналось все для будущей звезды отнюдь не безоблачно.

     Кэри Грант, урожденный Александр Арчибальд Лич, родился 18 января 1904 года в Бристоле (Англия) в небогатой английской семье. Был ли он родным сыном своих родителей остается загадкой, ибо первый их ребенок умер от гангрены в годовалом возрасте, а Арчи они зарегистрировали спустя три недели после крещения. Когда мальчику было 10 лет, его мать - Элси Лич сошла с ума и ее отправили в сумашедший дом, а отец вскоре женился во второй раз.

     Детство будущей звезды проходило в грязных кварталах Бристоля. Именно там он приобрел произношение - кокни, характерное для низших классов английского общества. Избавляться от него Грант будет очень долго.

     В 14 лет Арчи Лич бросает школу и присоединяется к театральной труппе Боба Пендера. Там он занимается пантомимой, акробатикой, учится жонглировать, петь и танцевать. С бродячей труппой стал ездить по английской провинции в качестве актера-мима.

     В 1920 году, в возрасте 16 лет, он отправляется со своим театром в Америку и во время долгого перехода через Атлантику встречает на корабле Дагласа Фэрбэнкса. Элегантный и стильный джентльмен Фэрбэнкс - звезда немого кино - потряс воображение юноши и навсегда сформировал его собственный будущий имидж.

 

 
 

 


1934

     В Америке представление «Хорошие времена» выдерживает 456 показов на Бродвее.

    За время гастролей 16-ти летний Арчи влюбляется в Америку, и, по окончании контракта, принимает решение там остаться. Но Америке не нужен был еще один актер. Поэтому, помимо выступления в роли статиста на Бродвее, ежедневным занятием Арчи была продажа галстуков.

    Лишь в 1928 году, на смазливого парня обращает внимание композитор Артур Хаммерштейн. Именно этот человек способствовал продвижению юноши на более серьезные роли. Так в конце 20-х Лич сыграл в спектаклях «Золотой рассвет», «Полли», «Никки» и «Бум-бум». Последний выдержал всего 70 показов, но после него исполнителей главных ролей (Арчи Лича и Джанетт МакДональд) пригласили на кинопробы. Однако продюсеры не одобрили внешность актера, в результате Джанетт на роль взяли, а Арчи дали работу суфлера на киностудии «Paramount». Это оказалось решающим моментом на дороге к большому экрану.

     Все эти годы, с момента прибытия в Америку, Арчи усиленно старался избавиться от своего жуткого произношения. В итоге – из смеси рабоче-пролетарского английского и американского получилось что-то очень напоминающее австралийский акцент. Это обстоятельство впоследствии станет визитной карточкой актера. А пока, суфлируя очередной голливудской дебютантке, талант Арчи приглянулся продюсеру: в результате его взяли сниматься, а ее — нет.

     Голливуд нуждался в новых актерах, ибо многие звезды 20-х так и не адаптировались к звуковым фильмам. Это был его шанс. Ему повезло и в 1931 году состоялся его кинодебют - в ничем не примечательной ленте «Сью из Сингапура».

     Продюсерам «Paramount» - одной из фирм большой голливудской шестерки - дебютант понравился, но не понравилось его имя, совершенно неподходящее, по их мнению, для широкого успеха. Скрестив первое имя одного из его театральных персонажей - Кэри Локвуда - и взятую буквально с потолка короткую звучную фамилию, актер и продюсеры сообща породили имя будущей легенды - Кэри Грант. (Правда, в некотых источниках утверждается, что это была неточная анаграмма имени Гэри Купера, в котором продюсеры видели его потенциального соперника).


   Мадам Батерфляй (1932)

     Под этим именем он дебютировал в кино-мюзикле «Такова эта ночь» в 1932 году. Только за этот год Кэри Грант снялся в восьми картинах. Однако пока это были роли второго плана, иногда эпизодические. Первую более-менее значимую роль - молодого богача, он сыграл в фильме «Белокурая Венера» (1932), где его партнершей по фильму стала Марлен Дитрих.

     А уже в 1933 году зарплата Гранта составляла 1000 долларов в неделю - что для того времени было очень большой суммой. Однако крупный успех пришел лишь в 1935 году. Их дуэт с Кэтрин Хепберн в фильме «Сильвия Скарлетт» полюбился зрителям. Тем временем, контракт со студией «Paramount» подходил к концу. Компания во что бы то не стало желала его продления, Грант согласился, но на своих условиях. Отныне он оставлял за собой право участвовать в проектах конкурирующих компаний.

  

 



Кэри Грант со своим большим другом, актером Рэндольфом Скоттом


Кэри Грант и актриса Вирджиния Майо

     Первой работой снятой у конкурентов на студии «Columbia Pictures» стал фильм «Ужасная правда» (1936). Классическая история о том, как счастливая пара расстается из-за глупой ревности. В течение всей ленты герои Кэри Гранта и Айрин Данн строят козни, расстраивая друг другу помолвки с новыми избранниками. Чудесная комедия, собравшая 6 номинаций, и получившая Оскар (за лучшую режиссуру).


   Ужасная правда (1937)


   Алиса в стране чудес (1933)


   Gambling Ship (1933)


   Я - не ангел (1933)


   Обвиняемая (1933)


Рожденная быть плохой (1934)


   Войдите, мадам (1935)


   Крылья во тьме (1935)


30th April 1936:  Jean Harlow and Cary Grant, stars of the film 'Suzy', directed by George Fitzmaurice for MGM.


   Большие карие глаза (1936)


   Праздник (1938)




   Лишь на словах (1939)

     Следующим взлетом стал фильм, который кинокритики из «Radio Times» включили в список «25-ти фильмов, которые необходимо посмотреть каждому». Это была новая работа тандема Гранта и Кэтрин Хепберн, режиссером которой выступил Хауард Хоукс.

     Картина получила название «Воспитание Крошки». Грант выступает в роли палеонтолога, восcоздающего скелет бронтозавра. Однако одну из костей этого ящера, похищает собака некоей взбалмошной дамочки. Палеонтолог отправляется к ней в дом, где встречает Крошку - молоденького леопарда. Фильм «Воспитание Крошки» добился феноменального успеха.


   Воспитание крошки (1938)







     Главная суть легенды Гранта - в его неотразимой сексуальной притягательности. В комедиях 30-х годов «Ужасная правда», «Воспитание крошки», «Его девушка Пятница» он создал образ плейбоя, еще задолго до того, как слово это вошло во всеобщий обиход. Его герой - любимец женщин, женский идеал, всегда умело находящий у слабой половины человечества безотказные, чувствительные струнки. Именно здесь он создал образ элегантного, обаятельного бонвивана, не лишенного чувства юмора и ничего не принимающего всерьез. Его герои — всегда холостяки, из тех, о которых мечтают женщины, но ждущие лишь свою — единственную... Грант умел очаровывать представительниц слабого пола, не вызывая ревности у сильной половины рода человеческого; играть дураков, не компрометируя себя; одинаково комфортно чувствовать себя в любой обстановке и правильно действовать в любом обществе. Его усмешки и гримасы, юмористические смятения и иронические озарения, поднятые брови и чуть заметные пожатия плеч — все эти, пусть и одинаковые, повадки были приметами опытного профессионала.


Его девушка пятница (1940)

Cary Grant, Rosalind Russell, Ralph Bellamy


    В 1939 году Американская Академия Киноискусств ввела новую номинацию на премию Оскар - «За лучшие визуальные спецэффекты». В числе первых номинантов оказался фильм «Только у ангелов есть крылья», главную роль в котором сыграл Кэри Грант, а одну из знаковых ролей, не только для фильма, но и своей карьеры - Рита Хэйуорт - образец американской красоты 40-х годов. Режиссером выступил, все тот же, Хоукс. Однако, несмотря на блестящую игру актеров, и невероятные для того времени спецэффекты, фильм не стал шедевром.


   Только у ангелов есть крылья (1939)

     Ко всем разноплановым актерам, к числу которых, безусловно, принадлежал Грант, рано или поздно обращался самый разноплановый голливудский режиссер - Джордж Кьюкор, за свою карьеру снявший фильмы всех жанров - от триллеров «Газовый свет» до мюзиклов «Моя прекрасная леди». Обратился он и к Гранту, предложив сняться в экранизации пьесы Фила Берри «Филадельфийская история» (1940). Безумно популярная на Бродвее постановка, обрела свое экранное воплощение. Эта картина до сих пор включается различными журналами в списки лучших историй о любви. Ну и, конечно же, фильму играет на руку, столь полюбившийся зрителям, дуэт Хепберн и Гранта. Пьеса была экранизирована снова в 1956 году. Фильм назвали «Высшее общество», изменив при этом не только название, но и жанр, на этот раз эта знаменитая история стала мюзиклом.


   Филадельфийская история (1940)

     Немного найдется в американском кино актеров, которые бы так классически воплощали в себе черты звезды, как Кэри Грант. Он сам признавался, что «отыграл себя до совершенства». А Кэтрин Хепберн — его партнерша — женщина умная и наблюдательная, как-то проницательно заметила: «Кэри многому научился за годы работы на экране. Но для серьезных ролей он не годится: слишком поверхностен. Да публика от него их и не требует. У него — красивое лицо с темными глазами, искусно причесанные волосы, приятный голос и чувство времени». Этого оказалось достаточно, чтобы продержаться в кинематографе более трех десятилетий.



 

      Глядя на светского, элегантного, остроумного прожигателя жизни, каким Грант представал на экране и вне его, трудно было отрешиться от мысли об аристократическом происхождении этого человека, что не соответствовало действительности.

     Пара Кэри Грант и Айрин Данн снова оказались на экране вместе в 1942 в фильме «Грошовая серенада». Но надеяться на новую «Ужасную правду» не приходится. Перед нами сложная психологическая драма из жизни простой семьи, мечтающей о детях. За этот фильм Кэри Грант получил свою первую номинацию на Оскар.

     Многие актеры были бы счастливы и этим. Но подозревал ли сам Кэри - воспитанник трущоб, десять лет проработавший статистом в дешевых бродвейских спектаклях, что все лучшие роли еще впереди.


   Весь город говорит (1942)


   Моя любимая жена (1940)

     В 1943 году Грант стремится попасть на фронт, но в авиацию его не берут. Он снимается военной драме «Пункт назначения – Токио», где выступает в роли командира подводной лодки, а деньги, заработанные за комедию «Мышьяк и старые кружева» (1944), передает в фонд помощи союзническим войскам. Фильм «Мышьяк и кружева» стал венцом комического таланта Кэри. Лента повествует о том, как женоненавистник женится, бабушки – «божьи одуванчики» убивают людей (причем исключительно из добрых побуждений), а полицейский пишет театральные пьесы. Вдобавок ко всему - по дому мечется сумашедший, считающий себя президентом, а лестницу на второй этаж одним из холмов близ Геттисбурга (где проходило решающее сражение Гражданской войны в США). На фоне этого безумного балагана герой Гранта, будучи единственным вменяемым человеком, выглядит полным психом. Невероятно смешная комедия несколько раз ставит зрителя в тупик неожиданными поворотами сюжета.


   Мышьяк и старые кружева (1944)



 
   Жена епископа (1947)


   Холостяк и девчонка (1947)


Мистер Блэндингз строит дом своей мечты (1948)


   Каждая девушка должна выйти замуж (1948)


   Солдат в юбке (1949)


   Обезьяньи проделки (1952)

     В тот же год выходит фильм «Только одинокое сердце». По заявлению самого Гранта - лучшая из его ролей. За нее он получает вторую, и последнюю в жизни, номинацию на Оскара.

     Тем временем, возраст и первые седые волосы придали его мужественному лицу отражение жизненного опыта. Эта черта должна была окончательно избавить его от амплуа комедийного актера. Так и случилось...

     В 1941 он снялся у Альфреда Хичкока в «Подозрении». Этот режиссер, гений саспенса и триллера, обратился к Кэри Гранту и в 1946. «Не хотели бы сняться в роли двуличного типа?»- спросил режиссер. «Ну конечно, я же Кэри Грант»- ответил актер.


Альфред Хичкок с любимым актером

 
   Подозрение (1941)

     Квартет талантливых имен (Кэри Грант, Ингрид Бергман, Клод Рейнс и, конечно, Хичкок) создали великолепную шпионскую драму, под названием «Дурная слава». Интересная работа оператора - крупные и общие планы, съемки от первого лица. И самый долгий экранный поцелуй 40-х годов, почти на полминуты (ибо по правилам он не должен длиться дольше 3-х секунд). Фильм не только вошел в сокровищницу мирового кинематографа, но и оказал большое влияние на судьбу актеров сыгравших главные роли. Ингрид Бергман и Кэри Грант стали друзьями на съемках этого фильма, и их дружба длилась до самой смерти Ингрид. Актер бился за честь Ингрид и во время скандала, разгоревшегося, когда она развелась с мужем и уехала в Италию к Роберто Росселлини. Журналисты раздули этот скандал до размеров вселенской катастрофы, серьезно повредив репутации актрисы. Именно Грант вышел на церемонии вручения Оскара в 56 году, и получил его за Ингрид («Лучшая женская роль», в фильме «Анастасия»), ибо сама актриса не смогла приехать.


   Дурная слава (1946)




Кризис (1950)


   Повод для сплетен (1951)

 

   Милый сэр (1958)

    У Хичкока Грант снялся еще дважды в «Поймать вора» (1955) и «К северу через северо-запад» (1959). Во многом благодаря образу, созданному Кэри в этих фильмах Ян Флемминг и «изобрел» своего Агента 007. Он резко сменил амплуа и стал играть отрицательных персонажей: убийц, воров, подозреваемых в преступлении. В его, казалось бы, застывшем имидже голливудского красавца совершенно неожиданно стали проявляться ирония и многогранность. Мягкая, чуть подтрунивающая над самим собой улыбка и манера игры исполнителя в сочетании с амплуа «альфонса с жестким взглядом» дала здесь неожиданный эффект, придав образам ту многогранность, которой этой звезде всегда так не хватало.


   Поймать вора (1955)


 

   К северу через северо-запад (1959)

     Неоднозначность натуры Гранта, которую столь блестяще обыграл Хичкок, отличие экранного имиджа от его человеческой сути, особенно отчетливо проявились в личной жизни актера. Он официально был женат четыре раза, но браки, как правило, длились всего два-три года. Первой супругой (1933—1935) стала белокурая Вирджиния Черрил — партнерша Чаплина в фильме «Огни большого города». В 1942-м наступила очередь богатой наследницы Барбары Хаттон. Семь лет спустя Грант женился на Бетси Дрейк, с которой он снимался в картинах «Есть место еще для одного» (1952) и «Пустое дело» (1952). В 1965-м был заключен брак с киноактрисой Дианой Кэннон, которая год спустя родила актеру его единственного ребенка — дочь Дженнифер. Но и эта — последняя — семья скоро распалась, и в суде жена обвинила мужа в употреблении наркотиков и избиении ее при слугах. Кроме того, по ее мнению, актер слишком увлекался сверхъестественным и часто становился игрушкой в руках всяческих шарлатанов.



 
Грант с женой Дайан Кэннон и единственной дочерью Дженнифер





 

     Далее шло грандиозное полотно 1957 года – «Гордость и страсть» - фильм снятый по роману К.С.Форестера, повествует о повстанческих действиях в Испании эпохи наполеоновских войн. Главаря повстанцев играет Фрэнк Синатра, его девушку Софи Лорен, испанских повстанцев местные крестьяне (фильм снимался на реальном ландшафте - в Испании). На долю Гранта выпала роль английского капитана, цель которого - отправить в Англию гигантскую пушку находящуюся у повстанцев. Однако у партизан другие цели - выбить французов из крепости Авель, стены которой можно пробить лишь из этого орудия. Фильм получился очень зрелищным, но несколько затянутым.


   Незабываемый роман (1957)


   Идеальная жена (1953)

     В 60-е годы, когда вкусы публики стали заметно меняться и время звезд уходить в прошлое, Грант тряхнул стариной в комедиях «Операция «Нижняя юбка» (1960) Б. Эдвардса, «Прикосновение норки» (1962) Делберта Манна. Последней значимой работой Гранта стала картина Стенли Донена «Шарада» (1963). Блестящая детективная история, была разбавлена изрядной долей юмора. Партнершей Гранта выступила Одри Хепберн. Также, в этом фильме, одну из своих «серьезных» ролей сыграл великий комик Уолтер Маттау.


   Операция «Нижняя юбка» (1959)


   Этот мех норки (1962)


   Трава зеленее (1960)

 
   Шарада (1963)

      После этого, снявшись в двух, откровенно слабых, фильмах «Папа Гусь» (1964) и «Иди, а не беги» (1966) Кэри Грант завершил свою кинокарьеру. Он уже давно жаловался на то что он слишком стар, чтобы играть роли на которые его приглашают.

     Грант ушел из кино и стал работать в крупной косметической фирме: клиентки таяли от простой встречи с бывшим кумиром.

     Несмотря на свои ограниченные актерские возможности (все его попытки играть в фильмах, приближенных к жизни, типа «Только одинокое сердце», 1944, успеха не имели); одинаковость большинства созданных на экране образов; скандалы в личной жизни, которые преданные ему почитательницы старались не замечать - Кэри Грант остался в истории американского кино не только как умелый профессионал, но и видный представитель «золотого века» Голливуда.

     В 1966 году режиссер Стенли Донен, автор «Шарады», предлагает Кэри главную роль в фильме «Арабеска», но Грант отказывается. Кто знает, что послужило реальной причиной отказа? Действительно ли Кэри считал себя стариком, или его не устраивала его напарница, которой должна была стать Софи Лорен, - а ведь он был влюблен в нее еще со съемок «Гордости и страсти». Роль в итоге отдали Грегори Пэку. Кэри Грант очень уважал этого актера. При этом, прекрасно понимая, что они играют приблизительно одинаковые типажи героев, Кэри часто шутил: «...а в начале 40-х появился Пэк, и теперь режиссеры ломают головы кого из нас позвать».

 



     Чувство юмора, пропитанное изрядной долей сарказма, было одной из неотъемлемых черт Гранта. Так, на вопрос журналиста о том, знает ли актер, что многие молодые люди хотят быть похожи на Кэри Гранта он ответил. «Да, я тоже хотел бы быть на него похожим!». Периодичность повторения этой шутки ее автором, натолкнула психологов на мысль, что Грант страдает от раздвоения личности - что Арчи Лич не пускает внутрь себя Кэри Гранта, оставляя тому только экран. В жизни Кэри был отнюдь, не похож на свое экранное воплощение - громкие бракоразводные процессы, и обвинения бывших жен в алкоголизме и рукоприкладстве, то и дело украшали страницы желтой прессы. Эти вспышки гнева, обуславливались и личной трагедией Кэри - до 60 лет у него не было детей, хотя он очень стремился к отцовству.

     Оскара Грант все же получил. В 1969 году его пригласили на церемонию, и вручили почетную статуэтку «за необыкновенное мастерство с уважением и признательностью от коллег». Спустя 37 лет (в 2006 году) газета «Daily Telegraf» напишет, что Американская Киноакадемия попросту обидела актера, ни разу не наградив его за работу, но вручив этот унизительный приз.

     Отказавшись от кино, Грант уединился на вилле со своей, уже 4-ой по счету, женой. Тем не менее, не бросил окончательно светскую жизнь он продолжал посещать церемонии награждений, презентации, званые обеды.

     В 1982 году умерла его подруга Ингрид Бергман, 78-ми летний Кэри отправился в Швецию на похороны. Все репортеры потом писали, что у этого символа мужественности 20-го века на глазах были слезы.

     Будучи уже великовозрастным человеком, актер решился на турне, в котором хотел встретиться со своими поклонниками в разных городах Соединенных Штатов. Кэри Грант умер 29 ноября 1986 года, в возрасте 82 лет от инфаркта, который случился с ним во время одной из этих встреч в Давенпорте (шт. Айова). Его прах развеян над Атлантическим океаном.

     За свою жизнь получив лишь утешительного Оскара, Грант собрал все возможные награды после смерти. Любые хит-парады любых журналов «О величайших актерах ХХ века», неизменно называют Кэри Гранта в числе первых. Так, журнал «Empire» назвал его под номером 7 в рейтинге «The Top 100 Movie Stars of All Time», и №22 в рейтинге «100 Sexiest Stars in film history». Сразу 6 фильмов с его участием попали в список (по версии Американского Института Кинематографии) «100 лучших любовных историй» («Незабываемый роман» (№5), «Филадельфийская история» (№44), «Поймать вора» (№46), «Воспитание крошки» (№51), «Ужасная правда» (№77), «Дурная слава» (№86)). Тот же институт назвал его №2, после Хэмфри Богарта, в списке «Величайших легенд экрана». Выше всех же его поставил «Premiere Magazine», назвав его №1 в своем варианте «Movie Star of All Time».



     Однако, критики критиками, но его любили и любят зрители. Каждый год в Англии и Америке проходят так называемые «Caryfests» - сборы поклонников актера, а аэропорт Бристоля украшает его бронзовая статуя. И даже цветоводы, в благодарность за чудесное актерское мастерство, назвали именем Кэри Гранта один из выведенных ими сортов роз.


Памятник в аэропорту Бристоля.

     В одном из последних своих интервью Великий Актер сказал: «Наконец-то я успокоился, зажив спокойной жизнью, лишенной софитов. Могу сказать лишь то, что на излете лет я все же стал Кэри Грантом, или Кэри Грант стал мной. В одном уверен, - как минимум - мы встретились».

О нем:
THE MAN FROM DREAM CITY By Pauline Kael (New Yorker magazine, July 14th, 1975.)

Book Review: Cary Grant a Celebration of Style.



THE ULTIMATE CARY GRANT PAGES

CARY GRANT QUOTES

Ссылки от labazov
Биография на сайте "Актеры Голливуда"
Биографическая статья в энциклопедии Krugosvet.Ru
Биографические материалы на сайте Peoples.Ru
Биографическая статья в Wikipedia
Биография, фильмография, фото на IMDB
Обширная коллекция линков на материалы о нем в сети
• Елена Цымбал  ( tsimbal ).
"Две жизни Кэри Гранта"

Tags: cinema, актёры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments