Anna Lee (Анна Щукина) (ana_lee) wrote,
Anna Lee (Анна Щукина)
ana_lee

Categories:

Хрупкое очарование Lalique

Лалик - властелин стекла/ Lalique. L'Homme de verre
Документальный фильм (Франция, 2004)
Режисёры: Алекси Лорка, Клод Тере.



Рене Лалик – великолепный ювелир, мастер золотого и серебряного дела, прекрасный рисовальщик, блестящий стилист, дизайнер и мэтр художественного стекла – принадлежит к плеяде лучших художников своего времени. Его творения еще при жизни стали классикой XX столетия.




Рене Лалик (Rene Lalique)



О Рене Лалике до сих пор говорят только в превосходной степени. Разносторонность его таланта поражает: он был уникальным дизайнером и искушенным предпринимателем, изысканным ювелиром и тончайшим мастером художественного стеклоделия. Его без преувеличения можно назвать революционером ювелирного искусства. Он являлся смелым экспериментатором в работе с цветными камнями, эмалями и различными сплавами металлов. В истории ювелирного искусства имя Рене Лалика стоит в одном ряду с прославленным российским мастером Карлом Фаберже, знаменитыми французскими ювелирами Фредериком Бушероном и Луи Франсуа Картье, известным американским художником и дизайнером Луи Тиффани.



Наверное, хрупкость и сияние – вот два наиболее распространенных слова, которые вот уже много лет используют романтики, поэты и Кутюрье для того, чтобы описать образ той или иной шикарной женщины. Видимо, поэтому женщины так тянутся к ювелирным украшениям из драгоценных камней, которые блеском своих отточенных граней еще больше подчеркивают эти два вечных качества красоты. Но есть в нашем мире кое-что , что женщины со вкусом ставят даже выше драгоценностей. Неудивительно, это – Lalique.



Жил в конце XIX века в Париже молоденький подмастерье ювелира с искусными руками и смелой романтической фантазией. Его звали Рене Лалик, и он стал основателем династии, чьи ювелирные изделия сегодня котируются наравне с произведениями искусства и стоят на аукционах почти столько же, а порой и больше. Этот человек сделал невозможное: он заставил женщин отказаться от бриллиантов и алмазов ради обыкновенного стекла. Мода действительно всесильна…


Рене Лалик



Еще будучи совсем неизвестным паренек приносил свои эскизы уже находившимся в те годы в зените славы Картье и Бушерону, они охотно скупали их за бесценок и выпускали на их основе свои новые модели. Было в рисунках молодого человека какая-то удивительная тонкость стиля, граничащая с дерзостью и наивностью – то неуловимое чувство времени и природы женской загадки, которое и заставляет модниц всех времен желать того, кто им это предложит. Именитые мастера поначалу скрывали имя истинного автора чудесных украшений, однако так долго продолжаться не могло, вскоре он открывает собственный небольшой бутик в центре города и моментально становится любимцем равно как светских красавиц и аристократок, так и очаровательных субреток и львиц полусвета. Шикарные bijous Лалика завоевывают девичьи сердца, становясь знаком вкуса, шарма и избранности: Рене Лалик просто физически не мог обеспечить своими произведениями всех желающих, да и не особенно стремился к этому.


Рисунок подвески "Собаки и змеи в листве". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок украшения для корсажа "Гротески". Париж, около 1894-1896 гг.


Рисунок подвески "Лес". Париж, около 1899-1900 гг.


Рисунок бабочки "Большой ночной павлин". Париж, около 1906-1907 гг.


Рисунок гребня "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг.


Гребень "Пейзаж". Париж, около 1899-1900 гг. Рог, золото, эмаль.


Подвеска "Ели". Париж, 1900-1902 гг.Золото, эмаль, стекло.

Лалик умело сочетал в своих работах и поэзию модных тогда Верлена и Рембо, и взлетевшую популярность стиля Art nouveaux, и даже возникшую в Европе моду на японское созерцание природы – его броши и кулоны, словно по мановению волшебной палочки, превращаются в тонкокрылых стрекоз, изящных рыбок, загадочных лягушек и невесомых бабочек. При этом в вещицах от Лалика непостижимым образом переплетаются чувственность и целомудренность. Любая женщина, независимо от сословия, одевая даже самую простую заколку, сделанную руками романтика Рене Лалика, становилась Красавицей. Париж упал к ногам мечтателя.




















Колье. Париж, около 1900 г. Золото, эмаль, австралийские опалы, сибирские аметисты.









Он же пошел дальше. В поисках все новых секретов Прекрасного, он невозмутимо ломал стереотипы моды и ювелирного дела. Он осмелился оправлять в золото простое стекло! Он рискует соединять такие материалы, как жемчуг, кость, яшму и эмали! Это неслыханно! Но … это Великолепно!
Он совершил настоящую революцию в Haute-Joallerie. Матерые ювелиры только разводили руками и недоумевали, но не могли не признать его успеха – на Всемирной парижской выставке 1900 года он получает сразу две высших награды Франции: Гран-При и Орден Почетного легиона. Его представление о красоте напоминало самый французский из всех напитков – шампанское – легкость, прозрачность, игривость, праздничность. Недаром, это любимый напиток женщин. Лалик всегда идеально чувствовал женщин – он подарил им удлиненные тонкие линии своих украшений, прозрачные, словно дрожащие на легком парижском ветру. Словно сами парижанки, легко и стремительно фланирующие по набережным своей любимой Сены.


Брошь "Анютины глазки". Париж, около 1903-1904 гг. Стекло, золото, бриллианты, эмаль.


Брошь "Павлин". Золото, эмаль, лунные камни. 1897-1898 гг.


Брошь "Сосновые ветви". Серебро, эмаль, резной камень. 1898-1900 гг.


Брошь-подвеска "Четыре стрекозы".


Подвеска "Клубок змей". Париж, 1901 г. Золото, жемчуг, эмаль.


Подвеска "Лес". Париж, около 1899-1900 гг. Золото, эмаль, стекло, барочная жемчужина.


Подвеска "Павлины". Париж, около 1902-1903 гг. Золото, эмаль, опал.


Пряжка на пояс "Мак Алисы Ледрю". Париж, около 1894-1895 гг. Серебро, эмаль.


Диадема "Орхидея Каттлея". Париж, 1903-1904. Слоновая кость, рог, золото, бриллианты, витражная эмаль, резьба


Кулон "Анемон". Золото, эмаль, слоновая кость. 1900-1902гг.


Кулон "Зимний пейзаж". Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899-1900 гг.


Кулон "Принцесса Лойнтэйн". Золото, эмаль, бриллианты, аметист. 1898-1899гг.


Ожерелье La Princesse Au Sabbat. Золото, эмаль, стекло, жемчуг; 1899 г.


Украшение для корсажа "Жасмин". Париж, 1899-1901 гг.Золото, стекло, бриллианты, эмаль.









Его стремительно начинают копировать, это признак настоящего успеха. Его слава у всех на устах, он получает заказы от всех королевских дворов Европы, от музеев, от знаменитых коллекционеров. Казалось бы, это пик. Но мечтатели не любят останавливаться на достигнутом, не правда ли?


Почему Лалик решил заняться именно хрусталем и стеклом? Есть красивая легенда, объясняющая страсть мастера к этим материалам. Говорят, в детстве Рене любил рисовать и мог изобразить практически всё. Единственное, что ему не удавалось запечатлеть на бумаге, - это облака. Он видел их трансформации, их образность, но не мог "остановить мгновение". И вот, спустя годы, он нашел то, что помогло ему воплотить красоту облаков. Это был хрусталь.



У него появляется новая страсть – стекло. Он сосредоточил все свое внимание именно на нем, окончательно отказавшись от использования драгоценных камней в пользу этого почти алхимического, завораживающего материала, податливого, твердого и хрупкого попеременно. Парижанки решили, что это катастрофа. Но Рене быстро успокоил их, обещая, что его новые модели будут обладать не меньшим шиком, чем прежние. И они поверили, разве можно не верить волшебнику? В 1912 году он устроил прощальную выставку ювелирных изделий, представив свои лучшие опалы, перламутры, эмали. Говорят, на ней наиболее чувствительные особы плакали. Но Лалик быстро успокоил своих поклонниц, разработав и выпустив совместно со своим приятелем Франсуа Коти серию флаконов для духов. Каждый из них был уникальным и каждый был произведением искусства! Столица мировой моды вновь потеряла голову, обретя своего кумира в новом качестве. Почти сразу все крупнейшие фирмы-производители духов заключили с ним контракты – и мир наполнился новыми шедеврами; каждый из них мгновенно становился раритетом. Кстати, в наши дни эксклюзивное право на уникальное стекло от Дома Lalique имеет только Nina Ricci, в частности, в таком флаконе выпускается аромат L'air du temps. В 1922 году Лалик приобретает завод по производству изделий стекла и осваивает навыки фабриканта.






Трансформация флакона знаменитых духов L'air du temps с 1948 до наших дней


Ваза "Большой шар из плюща"















И снова необычный поворот: беспокойный мечтатель хотел идти в ногу со временем. Точнее, мчаться. Став ценителем и знатоком прекрасных женщин, он, как настоящий мужчина, сумел разглядеть и красоту автомобилей. Снова дерзкий и небывалый проект: он решил производить украшения для авто!

Стеклянные талисманы, закреплявшиеся на радиаторе получили название mascottes. Специально для принца Галлийского Лалик сделал великолепную фигурку в виде скачущей борзой, а для знаменитой модели Рене Ситроена Citroen 5CV – фигурки пяти лошадей. Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум.


Маскот "Cinq Chevaux", 1925




Маскот "Victoire", 1928











К Выставке Декоративных искусств в Париже в 1925 году Рене Лалик решил попробовать свои силы уже в архитектуре: созданный им 15-метровый стеклянный фонтан "Родники Франции", украшенный прозрачными кариатидами, стал очередной сенсацией. За ним последовали монументальные люстры столовой первого класса для роскошного корабля "Нормандия", отделка пульмановских вагонов для Международной компании спальных вагонов, уникальные по декору двери зала приемов во дворце японского принца Асака Ясухико, – сегодня это музей Тейен в Токио. Авторитетный в то время знаток декоративного искусства Калуст Гюльбекян очень точно определил тогда искусство Рене Лалика: "он сегодня творит для элиты будущего". Между прочим, сам Гюльбекян собрал в Лиссабоне редкие произведения Лалика и создал специальный Фонд, в котором до сих пор действует постоянная экспозиция.


Фрагмент отделки вагона-ресторана поезда "Orient Express"






Ресторан трансатлантического лайнера "Нормандия" - отделка Лалика


Стол из стекла работы Лалика, 1935




Архитектурные проекты Рене Лалика также способствовали его успеху. Его четкое понимание равновесия и гармонии в сочетании с высоким мастерством в работе со стеклом позволяли ему осуществлять монументальные проекты.
Его первые работы в этой сфере датируются 1902г. В это время он занимался обустройством собственного дома в Париже, на улице Кур ла Рен (Cours La Reine), 40 - сегодня это улица Кур Альбер Премье (Cours Albert Premier),построенного архитектором Феном (Feine). Одним из главных элементов декора стала входная дверь, составленная из резных стеклянных плит, на которых были изображены еловые ветви - напоминание об аллеях в имении Лалика в Клэрфонтене. В холле располагалась еще одна дверь, также из резных стеклянных плит с изображением атлетов.


Как это часто бывает с настоящими мастерами, его искусство продолжило жить и после смерти самого Рене Лалика в 1945 году. Дело отца продолжил сын Марк, не менее талантливый. Достойный продолжатель традиций своего гениального отца, он отдавал предпочтение хрусталю, полюбив его за особый звон и прочность. Знаменитая "Голова коня" работы Марка стала символом минимализма 50-х. Он ввел в семейный бизнес новые технологии. Только когда хрусталь окончательно остынет, обязательно при комнатной температуре и не раньше чем через 200 часов можно приступить к окончательному шлифованию, обтачиванию и полировке изделий. А чтобы придать украшениям фирменный цвет "antinea" требуется несколько сложных технологических операций, которые в результате дают невероятное сочетание переливающихся зеленых оттенков. Забавно, что достигается это всего лишь путем добавления в расплавленную стеклянную массу костной муки.Так или иначе, вещицы от Lalique засверкали новыми гранями, одна из которых – гарантия суперкачества. Со дня основания фирмы и по сей день все операции по производству стекла на заводе в Эльзасе выполняются вручную. Если хоть один пузырек воздуха будет замечен в прозрачной массе, готовое изделие безжалостно разбивают. Надо сказать, что профессии стеклодува и шлифовальщика, как и в семье основателя династии, здесь передаются по наследству.


"Голова коня". Дизайн Марка Лалика, 1953





Марка Лалика сменила, в свою очередь, в 1977 году его дочь, Мари-Клод. Она стала главным художником семейного предприятия и предложила возобновить подзабытые линии, разработанные своим великим дедом. Она создала тончайшие жаккардовые шали, муслиновые платки, сумочки и пояса, а в 1992 году состоялась презентация первых собственных духов Lalique de Lalique, а затем и Nilang de Lalique – естественно в оригинальных хрустальных флаконах. Благодаря Мари-Клер в Доме появился уникальный хрустальный зоопарк bestiaire или "сказки живого мира".


Мари-Клод Лалик








Шелковые платки Lalique



Сегодня ежегодно дом Lalique выпускает не меньше трех коллекций и все они раcкупаются уже в процессе изготовления. Многие модели создаются лимитированными сериями в 99 экземпляров. После того, как отлит последний шедевр, форма уничтожается - в каталогах фирмы так и пишут: "тема исчерпана". Такую модель можно купить разве что на аукционах.



Lalique сегодня - это не только забавные декоративные вещицы, но еще и бокалы, графины, стильные столовые приборы, изящные и удобные флаконы для ванной, хьюмидоры для дорогих сигар, пепельницы, подставки для книг, вазы, кубки – все это доставляет наслаждение одним только своим видом, не говоря о продуманной функциональности. В 2000-м году Lalique впервые выпустил наручные часы: ремешек из крокодиловой кожи, с украшениями из хрусталя и механизмом одного из старейших часовых домов Швейцарии. И в этом нет ничего удивительного: логичный шаг, продолжая желание Рене Лалика постоянно двигаться вперед и осваивать новые области. Тем более, что искусство этого ювелира-романтика, разгадавшего секрет Прекрасного, продолжает оставаться свежим и актуальным, время над ним не властно...

ССЫЛКИ:

Официальный сайт Lalique

http://rlalique.com/

Musee Lalique

Rene Lalique:Exceptional Jewellery 1890-1912 - книга

Выставка "Искусство Рене Лалика" в Кремле - очень много фотографий

Каталог выставки "Rene Lalique: ювелирные изделия 1890-1912" | 36 стр., 15.7 МБ

книга Lalique, Art Glass and Perfume Bottles | 142 стр., 3.96 МБ

Tags: видео, дизайн, ювелирные украшения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments