Anna Lee (Анна Щукина) (ana_lee) wrote,
Anna Lee (Анна Щукина)
ana_lee

Categories:

Микеланджело Антониони. Взгляд, который изменил кинематограф

Микеланджело Антониони. Взгляд, который изменил кинематограф/
Michelangelo Antonioni. Lo sguardo che ha cambiato il cinema
Документальный фильм (Италия, 2001)
Над фильмом работали: Лелло Берсани, Карло ди Карло, Маурицио Костанцо, Лучано Луизи, Джани Мина, Винченцо Моллица, Пьетро Пинтуз, Серджио Заволи



Микеланджело Антониони - режиссер, создавший целую эпоху в мировом кинематографе. Его называли «патриархом итальянской режиссуры», «академиком киноживописи», «поэтом с камерой в руках». Антониони был классиком неореализма. За свои фильмы он получал призы Каннского, Венецианского, Берлинского и других кинофестивалей. В этой документальной ленте режиссер рассказывает о своем кино, рассуждает о времени, делится различными впечатлениями. Зритель становится свидетелем мгновений сомнений и триумфа мастера. На протяжении многих лет режиссер поражал своими картинами, всегда оставаясь предельно искренним, но не всегда до конца понятным.


«Я не думаю, что фильмы нужно снимать ради зрителей, денег или популярности. Фильмы, по-моему, нужно снимать ради красоты, и это, как мне кажется, лучший способ быть искренним в своей работе», - говорил Микеланджело Антониони.


"Сделать фильм – не роман написать. Флобер говорил, что умение жить никогда не было его ремеслом; ремеслом же было писание. Делать фильм – наоборот – означает жить. Для меня, по крайней мере. (Эта отсылка придает моей мысли особую значительность, так она становится очевиднее). Работа над фильмом никогда не прерывала мою личную историю, напротив, именно тогда жизнь моя становилась особенно интенсивной, наполненной. Разве эта тончайшая чувствительность, тот или иной способ, которым мы создаем собственную биографию, все вино наше – в бочку фильма, не есть обогащение (или оскудение, что зависит) внутренней страны, о богатстве ли, бедности которой, не нам судить? Конечно, фильм – спектакль для публики. И значит, частные дела наши, в него вложенные, становятся видимыми для посторонних. И вот, что я чувствую сегодня. Сегодня, в тяжелое время больших дел, опасений, страхов, касающихся всего в мире, мне кажется, что говорить о некоторых вещах – нельзя. Нельзя именно потому, что мы, люди кино, обречены вечно лишаться всего. У нас нет более права делать вид, что наша частная жизнь – по-прежнему наша частная жизнь. В прочитанной сегодня статье цитата из Жироду: «Иногда о деревьях не говорят, потому что против деревьев восстают». Наименее благородное, что интеллектуал может сделать в эпоху больших изменений – продолжать развлекаться иным (…) Во время войны не было неореализма, как не было сразу после. Пламенеющая реальность и дала жизнь тому, что критики потом нарекли неореализмом. Я верю, что сегодня – то же, климат схож. Я не думаю о том, какие фильмы мы могли бы снимать, мне это безразлично. Я чувствую, что есть нечто, что мы должны охранять – разум внутри этой реальности. И не уступать ленности ума и конформизму большинства." - Микеланджело Антониони, Ed Seghers, 1962


Микеланджело Антониони и Джек Николсон




Микеланджело Антониони родился в итальянском городе Феррара 29 сентября 1912 года. Окончив школу, он поступил в Болонский университет, где некоторое время занимался филологией, но затем заинтересовался экономикой и получил диплом экономиста. Во время учебы в университете он писал рецензии на фильмы для местной газеты. Увлечение кино привело к тому, что к 1939 году Антониони решил посвятить свою жизнь кинематографу. Он переехал в Рим, где начал изучать режиссуру. В 1942 году Антониони принял участие в написании сценария фильма Роберто Росселлини. В 1943 году работал ассистентом режиссера. Тогда же Антониони снял свой первый фильм. Это была короткометражная документальная лента «Люди с реки По», в которой рассказывается о жизни североитальянских рыбаков. Антониони говорил о своей дебютной картине: «Раньше не снимали документальные фильмы о простых людях, это было запрещено при фашизме. Интерес к рыбакам По – к людям, которые живут в устье реки, в деревнях, которые всегда затапливает, когда вода поднимается, – был немыслим при фашизме. То, что я взялся за это, было важно само по себе, и, наверное, предвосхитило то, что потом назвали итальянским неореализмом. Но я хочу сказать, было очевидно, что камера должна заглянуть в этот мир, запечатлеть эти социальные проблемы. Я ничего не открыл, я просто показал то, что было вокруг».

В 1950 году Микеланджело Антониони снял свой первый полнометражный фильм «Хроника одной любви». В 1955 году появились ленту «Подруги», картина, которая в том же году на Венецианском кинофестивале получила «Серебряного льва». Актриса Валентина Кортэзэ считает этот фильм одной из самых удачных работ мастера. В документальном фильме «Взгляд, который изменил кинематограф» она говорит: «Мы все старались сыграть как можно лучше, вложить в этот фильм все, на что способны».

В конце 1950-х - 1960-е годы в фильмах Антониони снималась актриса Моника Витти, с которой режиссера связывали близкие отношения. Антониони взял Монику Витти на главную роль в «Приключении». Фильм получил приз жюри на Каннском кинофестивале и принес режиссеру мировую известность. Затем вышли «Ночь», «Затмение» и «Красная пустыня», где также играла Моника Витти.

Вспоминая о работе над картиной «Ночь» режиссер говорил: «Над "Ночью" я работал год. Мой фильм – о вечеринке. Среди гостей – женатая пара, вокруг которой и крутится история. Ночью атмосфера портится. А потом, когда встает солнце, снова наступает мир. Но между этой парой произошло что-то серьезное. Они увидели себя и друг друга иными глазами и поняли, что очень легко все разрушить и сдаться. В общем, речь о том, что следует охранять свои чувства очень бережно, потому что чувства между мужчиной и женщиной - это то, что может спасти современный мир».

«Красная пустыня» - первый цветной фильм Антониони. Вдова режиссера Энрика Фико вспоминает, что перед началом работы над «Красной пустыней» Антониони играл с цветом на бумаге, чтобы посмотреть, как выглядит зеленый рядом с сиреневым, красный – с синим.

В 1966 году в Лондоне режиссер поставил картину «Фотоувеличение». Она принесла большой коммерческий успех Антониони и была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. В 1970 году Микеланджело Антониони снял «Забриски Пойнт», в 1975 - фильм «Профессия - репортер», где главную роль сыграл Джек Николсон.
На главную роль в телевизионном фильме «Тайна Обервальда» Антониони вновь пригласил Монику Витти. В то время мастер также экспериментировал в области рекламы и видеоклипов.

В 1985 году Антониони перенес инсульт, который привел к параличу половины тела и потере речи. А в 1986 году режиссер женился на Энрике Фико.
Энрика исполнила роль второго плана в его фильме 1982 года «Идентификация женщины», истории о сорокалетнем режиссере, который пытается найти идеальную женщину. В фильме «Взгляд, который изменил кинематограф» Антониони размышляет: «Мои годы говорят о том, что я уже зрелый человек. В "Идентификации женщины" нет героев в состоянии кризиса. Здесь герои обнаруживают кризис общества, в котором они живут. Это выражено в профессии человека, в том, как две девочки создают свою индивидуальность, и в попытке режиссера передать характеры в фильме, который он представляет себе довольно расплывчато. Все фильмы рождаются из хаоса ума режиссера, если это его история, или возникают из потребности отразить истории, написанные другими».

В течение десятилетия после инсульта Антониони не ставил полнометражных картин. Только в 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса был снят новый фильм Антониони - «За облаками» по мотивам его книги 70-х годов. Потом было еще несколько картин. В 2004 году при помощи Стивена Содерберга и Вонга Кар-Вая Микеланджело Антониони снял новеллу «Опасная связь вещей» для фильма «Эрос», которая стала его последней работой в кино.

Использованы материалы документального фильма "Микеланджело Антониони. Взгляд, который изменил кинематограф"












Профессия: Репортер (1975)


Антониони и Джек Николсон на съемках "Профессии: Репортер" (1975)




Антониони и Мария Шнайдер


"Сделать фильм – не роман написать. Флобер говорил, что умение жить никогда не было его ремеслом; ремеслом же было писание. Делать фильм – наоборот – означает жить. Для меня, по крайней мере. (Эта отсылка придает моей мысли особую значительность, так она становится очевиднее). Работа над фильмом никогда не прерывала мою личную историю, напротив, именно тогда жизнь моя становилась особенно интенсивной, наполненной. Разве эта тончайшая чувствительность, тот или иной способ, которым мы создаем собственную биографию, все вино наше – в бочку фильма, не есть обогащение (или оскудение, что зависит) внутренней страны, о богатстве ли, бедности которой, не нам судить? Конечно, фильм – спектакль для публики. И значит, частные дела наши, в него вложенные, становятся видимыми для посторонних. И вот, что я чувствую сегодня. Сегодня, в тяжелое время больших дел, опасений, страхов, касающихся всего в мире, мне кажется, что говорить о некоторых вещах – нельзя. Нельзя именно потому, что мы, люди кино, обречены вечно лишаться всего. У нас нет более права делать вид, что наша частная жизнь – по-прежнему наша частная жизнь. В прочитанной сегодня статье цитата из Жироду: «Иногда о деревьях не говорят, потому что против деревьев восстают». Наименее благородное, что интеллектуал может сделать в эпоху больших изменений – продолжать развлекаться иным (…) Во время войны не было неореализма, как не было сразу после. Пламенеющая реальность и дала жизнь тому, что критики потом нарекли неореализмом. Я верю, что сегодня – то же, климат схож. Я не думаю о том, какие фильмы мы могли бы снимать, мне это безразлично. Я чувствую, что есть нечто, что мы должны охранять – разум внутри этой реальности. И не уступать ленности ума и конформизму большинства."

Микеланджело Антониони, Ed Seghers, 1962




Антониони и Моника Витти на съемках "Красной пустыни"




На съемках "Фотоувеличения"


Антониони и Дэвид Хэммингс на съемках "Фотоувеличения"






Антониони и Натали Вуд


Микеланджело Антониони и Федерико Феллини, Канны, 1971


Моника Витти, Жан-Луи Трентиньян и Микеланджело Антониони


Антониони и Моника Витти

















Хроника одной любви (1950)


Лючия Бозе в фильме "Хроника одной любви"


Подруги (1955)

Крик (1957)


Три лица (1965)


Приключение (1960)




Ночь (1961)




Антониони и Жанна Моро на съемках фильма "Ночь"


Затмение (1962)

Забриски Пойнт (1969)


Идентификация женщины (1982)

ССЫЛКИ:

Красная пустыня - Майя Туровская о фильме «Красная пустыня» Микеланджело Антониони. «Искусство кино» № 10, октябрь 1965 года.

Открытость как неопределенность - ЗАМЕТКИ О ПУСТОТЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ АНТОНИОНИ. Михаил Ямпольский

Ночь

Микеланджело Антониони - биографическая статья в Википедии

Фильмография

Tags: cinema, видео, режиссеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments