Anna Lee (Анна Щукина) (ana_lee) wrote,
Anna Lee (Анна Щукина)
ana_lee

Categories:

Pirelli Calendar. 1974-1990.

Для съемок 10-го юбилейного календаря был приглашен известный фотограф Ханс Форер, уже видевший себя хозяином фермы в родной Швейцарии. Но, получив приглашение, он не смог отказать себе в удовольствии стать причастным к приобретающему легендарный статус календарю Pirelli. Набор 5 моделей был осуществлен через парижское агентство.

"Перфекционист" Форер тратил много времени для поиска укромных уголков, которые еще не были испорчены человеческим присутствием. Он нажимает на кнопку съемки своего фотоаппарата сотни раз, прежде чем понять, что он на самом деле хочет увидеть. В результате - 12 шедевров с сильно выраженным эротическим содержанием.





В этот год на съемки приехали представители телевидения и прессы, что означало только одно - календарь Pirelli поднялся на новую ступень собственной популярности. На презентации члены английского кабинета министров с энтузиазмом высказывали свое мнение по поводу этого события. Министр транспорта Джон Пейтон признавался: "Да, у меня есть календарь Pirelli. Он висит у меня дома в рабочем кабинете на дверце шкафчика".



Pirelli Calendar 1974 | Hans Feurer
 

        


Но тут произошло событие, которого никто не ожидал. Неразрешенный конфликт на Ближнем востоке, последующий запрет на вывоз нефти в страны запада, привел к застою автомобильной индустрии, и, соответственно, сектора производства шин. 27 марта 1974 года представители компании Pirelli публично сообщили о прекращении выпуска.

После того, как компания Pirelli сообщила о прекращении выпуска своего календаря, многие компании пытались повторить ее успех. Но со страниц многих газет и журналов на подражателей сыпались обвинения в жалкой имитации знаменитого календаря. В 1975 была опубликована его первая биография под авторством Дэвида Нивена, которая сразу стала бестселлером - за семь недель было проданы все 57 000 экземпляров. Вообще за десять лет отсутствия календаря вышло огромное количество более качественной прессы, если сравнивать со временем, когда он еще выпускался.

***
После длительной спячки календарь появился вновь. Теперь было решено использовать его маркетинговые возможности по максимуму. Календарь 1984 года было решено раздавать всем, кто купит хотя бы 2 шины Pirelli. Сделав его доступным более широкой аудитории, нежели в незапамятные времена, директор по маркетингу Мартин Вуд преследовал вполне конкретную цель - увеличение продаж.

Бессменный арт-директор Дерек Форсайт ушел, освободив свое место амбициозному Мартину Уолшу. Этот человек долгое время изучал графику, занимал должность арт-директора в лучших рекламных агентствах Лондона, включая «Doyle, Dane and Bernbach», руководил кампаниями таких престижных клиентов как Chivas Regal и Volkswagen.

Мартин Уолш решил использовать на фотографиях календаря продукцию компании - в рекламных, естественно целях. Он, конечно же, не стал пихать в кадр с девушками автомобильные покрышки, а умело использовал намеки на них в виде следов протектора новой линейки шин P6 на багамском песке и различных частях тел моделей.

Фотографом был выбран немец Уве Оммер, страстно желающий попробовать что-то новое и постараться сделать календарь немного более современным. Однако, отказаться от красивых девушек и райских уголков было непросто, и в итоге группа с пятью моделями отправляется на Багамы. Съемки проходят на острове Эльютера, очень красивом месте, но к несчастью, населенном целой ордой москитов, которые не дают спокойно работать.

Конечный результат очень понравился управляющему директору компании Pirelli Массимо Моро, хотя дебаты по поводу необходимости возобновления выпуска календаря продолжались с не меньшим накалом. Возрожденный календарь был представлен в отеле Дорчестер и имел большой успех.

Pirelli Calendar 1984 | Uwe Ommer
            

Неожиданная смерть управляющего директора Pirelli задержала начало съемок нового календаря.Фотографом был выбран Норман Паркинсон, известный модный фотограф, а кроме этого, персональный портретист членов английской королевской семьи, которому к тому времени было уже за семьдесят.

Концепция календаря 1985 года заключалась в том, что он должен был напоминать показ мод. Именно поэтому очень много внимания было уделено одежде и аксессуарам моделей. Мартин Уолш решил продолжить использование мотива следов протектора, а так как это было сложно реализовать технически, для создания оригинальной коллекции обуви, шарфов, платьев и аксессуаров были приглашены двенадцать лондонских модельеров и стилистов.

Для такой концепции элегантности и эксклюзивности необходимо было подобрать соответствующий фон, коим стали роскошные апартаменты и залы Assembly Rooms в Эдинбурге.

В статье газеты Sunday Times, посвященной презентации нового календаря, было написано, что Паркинсону удалось поднять календарь на одну или даже две ступеньки социальной лестницы.

Pirelli Calendar 1985 | Norman Parkinson
                       
В 1985 году над календарем снова нависла финансовая угроза - миланский офис захотел использовать весь ограниченный рекламный бюджет на гонки Formula 1. Британскому отделению Pirelli пришлось использовать все возможные способы, чтобы доказать, что календарь - это проект мирового масштаба. Перед таким напором головной офис не устоял, и в итоге Мартин Уолш получил разрешение продолжать работу.

Новая идея Мартина Уолша заключалась в том, чтобы задействовать лучших студентов Королевского колледжа искусств для создания рисунков, которые будут использоваться как основа работы фотографа Берта Штерна.

Штерн, известный как манхэттенский «король образа», работавший с Vogue, Photo, Elle и даже в рекламной компании водки Smirnoff, приобрел мировую славу благодаря последней в жизни Мерлин Монро фотосессии, во время которой он сделал около 2,5 тыс. фотографий.

Презентация календаря состоялась в лондонском Cafe Royal, и приняла неожиданный поворот, когда Герцог Вестминстерский предложил организовать аукцион по продаже исходных рисунков для сбора средств на благотворительность.

Pirelli Calendar 1986 | Bert Stern


 
          

В 1987 году компания Pirelli не только смогла выбраться из ямы финансовых проблем, но и достигла позиций лидера на рынке, предлагая потребителям широкий ассортимент специализированной продукции.

Для съемок следующего выпуска был приглашен фотограф Теренс Донован. Как вы помните, именно он стоял у истоков календаря, предложив в 1963 году самый первый его вариант, которому не суждено было стать классикой - идея использовать автомобили и мотоциклы в качестве фона тогда не прошла.

Предпочтения в выборе моделей нашли отклик в сердце арт-директора Мартина Уолша, который, стремясь найти новый подход в концепции календаря, на этот раз решил снимать чернокожих женщин. Найти цветных моделей в Лондоне оказалось настолько сложно, что дело доходило до предложений поискать девушек на улицах города. Тем не менее, было выбрано пять моделей, среди которых была и шестнадцатилетняя Наоми Кэмпбел, в то время только начинавшая свою феноменально успешную карьеру.
Характерной особенностью календаря 1987 года стало использование золотых украшений, которые здорово сочетались с темной кожей моделей. Эти украшения были изготовлены Джерри Саммерсом по дизайну Мартина Уолша, которого в свою очередь вдохновили украшения женщин одной из африканских этнических групп, проживающих в Камеруне и на северо-востоке Нигерии. На этих украшениях вновь прослеживается рисунок протектора шин Pirelli P6, который в каждой фотографии очень тщательно прорабатывался.

Первоначально планировалось, что съемки будут проходить в каком-нибудь экзотическом месте, например, в Бразилии, что было необходимо для подчеркивания внешних особенностей моделей. Однако Донован решил не выезжать из Лондона и работать в студии, расположившейся в его пригороде.

Тревожности снимкам добавляет фон - затянутое облаками экваториальное небо, созданное на компьютере. Было отснято более 30 000 (!!!) фотографий. Чтобы усилить впечатление, Донован хотел сделать календарь 1987 черно-белым, ведь, по его мнению, в таком виде он выглядит более утонченным, нежели цветной. Однако, руководство компании не разделило его энтузиазма.
Однако обида на головной офис быстро прошла - спустя 24 года Донован наконец-то заполучил то, о чем мечтал - эффект, который произвел календарь на публику, был просто ошеломляющим.

Pirelli Calendar 1987 | Terence Donovan
             
Эротика в танце - новая идея Мартина Уолша. Арт-директор обратился за помощью к профессионалу. Джиллиан Линн, широко известная публике (современной в том числе) постановкой хореографии в таких мюзиклах, как «Кошки», «Фантом оперы», была приглашена для реализации его задумки.

Линн предложила концепцию календаря, основанную на интерпретации четырех времен года и на чувствах, которые они вызывают, в танце. Моделями стали ведущие солистки Королевского балета, исполнявшие партии в известных мюзиклах и постановках, а камеру держал Барри Латеган.

Сам мистер Латеган родом из Южной Африки. Он покинул родные пенаты в мечтах стать актером. Однако, после случайной встречи с Джинджер Одес, Латеган решил стать профессиональным фотографом. Переехав в Лондон, к моменту, когда его пригласили для работы над календарем, он успел засветиться в престижных журналах, в т.ч. Vogue, Elle, Marie Claire и Realities, а также подвизаться на поприще модной фотографии и точечной рекламы в Лондоне и Нью-Йорке.

Особенностью нового календаря стало появление мужского силуэта, который Латеган использует для создания контраста с девушками. На каждом снимке солист Хьюго Брегман предстает в облегающем костюме, оформленном рисунком протектора шин Pirelli P6.

Pirelli Calendar 1988 |  Barry Lategan
            
В 1988 году появилась вторая биография календаря. Книга Майкла Пая "The Pirelli Calendar Album" мгновенно стала бестселлером и по продажам побила автобиографию Майкла Джексона «Moon Walk». Появившееся через год второе издание книги было напечатано уже в 25 странах мира.

Конец 80-х и начало 90-х годов прошлого века характеризуется тенденцией повышения интереса к астрологии. Поэтому не удивительно, что автором концепции календаря 1989 стала Анна Уолш. Идея использовать знаки Зодиака очень понравилась ее мужу, арт-директору Мартину Уолшу.

Дело было за «малым» - найти подходящего фотографа, который был бы способен перенести знаки Зодиака на женскую натуру. Как-то просматривая французское издание Vogue, Уолш обратил внимание на мистические и неземные образы женщин, созданные известным портретистом Джойс Теннесон. Ей было суждено стать второй женщиной-фотографом в истории календаря Pirelli.
Начинала она свою карьеру преподавателем изобразительных искусств в художественной школе Вашингтона. Проводив все свое свободное время за фотографией, Теннесон очень полюбила большеформатную пленку Polaroid из-за оттенков, которые она придавала отснятому материалу. В настоящий момент ее работы представлены в более чем девяноста музеях и галереях по всему миру.

Результатом съемок, которые проводились в студии в Нью-Йорке при участии 12-ти моделей, стали тринадцать утонченных фотографий (12 месяцев плюс обложка) с мягкими цветами и легким оттенком мистицизма. Рисунок протектора был изысканно вплетен в воздушные образы и стал практически незаметным.

Pirelli Calendar 1989 | Joyce Tenneson


           

Мир вокруг меняется, и календарь меняется вместе с ним.

Если раньше с фотографий календаря на нас смотрели женщины хрупкие и чувственные, то новое десятилетие приветствует женщин атлетически сложенных - в это время слабый пол почувствовал в себе силу и стал посещать спортзалы и фитнес-центры.
В связи с этим Мартин Уолш на страницах календаря 1990 года захотел увидеть комбинацию из сильного тела и классической чувственности. В поиске вдохновения он обратился к истории древнегреческих спортивных состязаний, носивших название Герайя. Поскольку в то время женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же они занимались спортом. Соревнования женщин в честь богини Геры, жены и старшей сестры Зевса, проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.

Фотографом был выбран профессионал из Нью-Йорка, специалист по моде Артур Элгорт. Его фотографии коллекций одежды Dior и Chanel появлялись в разное время во французском и итальянском изданиях Vogue. Он также опубликовал книгу, в которой собрал все свои лучшие работы.

Элгорт с радостью ухватился за предложение Мартина Уолша. Ведь шанс стать одним из тех, кто снимал для известного календаря Pirelli, выпадает только раз в жизни. С другой стороны, ему чрезвычайно понравилась предложенная «олимпийская» тематика.
Для реализации задумки были необходимы особенные модели, обладающие, помимо внешней привлекательности, данными спортсменок. В итоге одной из моделей стала француженка Лаура Борже, которая имела опыт участия в Олимпийских играх. Помимо своих прямых обязанностей она была назначена тренером остальных девушек: Laurie Bernhardt, Christina Cadiz, Anna Klevag, Florence Poretti и Debrah Saron.

Съемочная группа отправляется на ранчо в испанской Севилье, где готовят быков для участия в родео. Съемки проходили на открытом воздухе в специальном загоне, оформленном под олимпийский стадион. Особое внимание было уделено выражению лиц моделей, которое на все сто соответствовало тому, что их тело делало в момент съемки. Ведь успех фотографий зависит от их способности убедить зрителя, что то, что он видит - правда, и что девушки по-настоящему соревнуются.

Pirelli Calendar 1990 | Arthur Elgort
            

TO BE CONTINUED

Tags: calendars, photographers
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments